Шадриков Владимир Дмитриевич

Шадриков Владимир Дмитриевич

Шадриков В. Д. — один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ (c 1998 по 2001), академик РАО, доктор психологических наук, профессор. Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития.

В. Д. Шадриков родился 18 ноября 1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского. Еще в институте он проявлял интерес к исследовательской работе, был председателем Научного студенческого совета института, работал в Магаданской области учителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г. поступил в аспирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

Под руководством В. Д. Шадрикова в Ярославском государственном университете была реализована программа исследований системогенеза профессиональной деятельности. На основе экспериментальных результатов им разработана новая теория профессионального обучения, представленная в докторской диссертации «Системный подход в психологии производственного обучения» (1977). В. Д. Шадриков выявил закономерности системогенеза деятельности, к которым, прежде всего, относятся неаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронность и достаточность их развития.

С именем В. Д. Шадрикова связаны основные этапы становления факультета психологии Ярославского государственного университета, превращение его в третье по значению психологическое образовательное учреждение страны. Он долгое время работал деканом факультета психологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и психологии труда, проректором университета. В 1982 г. В. Д. Шадриков был назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского, на базе которого реализовывал научно-исследовательские программы в области психологии способностей, связанные с разработкой методик психологической диагностики способностей, интересов, профессионально важных качеств и теоретико-методических основ психологической профессиональной консультации. В. Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

В. Д. Шадриков экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности.

На основе теоретических положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который он обозначает как «метод развертывания мнемической деятельности».

В 1996 г. В. Д. Шадрикову была присуждена премия им. С. Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по психологии способностей, включающий следующие монографии: «Психология производственного обучения» (Ярославль, 1974), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (М., 1982), «Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие» (М., 1990), «Развитие и диагностика способностей» (Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991), «Деятельность и способности» (М., 1994),

«Философия образования и образовательные политики» (М., 1993).

В. Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие «духовные способности», раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая — средой развития, вторая — требованиями деятельности, третья — индивидуальными ценностями и смыслами.

По данной теме В. Д. Шадриковым опубликованы следующие монографии: «Индивидуализация содержания образования» (М., 1997), «Способности и деятельность» (М., 1998), «Духовные способности» (М., 1998), «Происхождение человечности» (М., 1999).

Научный руководитель и один из авторов отечественной теории творчества и одаренности, В. Д. Шадриков является председателем Координационного совета Президентской программы «Дети России», в рамках которой издана «Рабочая концепция одаренности». При его непосредственном участии подготовлена и издается библиотека «Одаренные дети», включающая 13 книг. Одной из книг этой библиотеки является научный сборник «Основные современные концепции творчества и одаренности» (М.: Молодая гвардия, 1997). Впервые издан столь полный теоретический обзор подходов к исследованию творчества и одаренности, представленных в мировой психологии. Сборник открывает статья «Способности человека» В. Д. Шадрикова. В 1999 г. авторскому коллективу и разработчикам программы «Одаренные дети» присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования.

В облике Владимира Дмитриевича удачно сочетаются черты ученого, организатора и популяризатора психологической науки, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлекая их своей творческой энергией, смелыми замыслами и идеями. Он член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов, член экспертного совета института «Открытое общество», руководитель секцией по изучению проблем одаренности РАО. В. Д. Шадриков принципиален в научных дискуссиях, требователен к себе и другим. Среди его учеников уже более 40 кандидатов наук и 10 докторов наук. Для многих общение с ним стало истинной школой культуры научного исследования, главными предметами которой всегда остаются самостоятельность научного поиска, грамотность, корректность и научная этика в изложении результатов.