Профессиональная аккредитация образовательных программ индустрии гостеприимства27.09.11
27.09.2011 года состоялся круглый стол «Отраслевая аккредитация образовательных программ начального, среднего и высшего профильного образования индустрии гостеприимства».Модератор – вице-президент «Федерации рестораторов и отельеров», И.С. Карапетян. Докладчик - генеральный директор АККОРК, А.В. Белокопытов. Активное участие в дискуссии принимали: представители профильных колледжей и ВУЗов г.Москвы; Кравцова Лилия - первый заместитель директора, руководитель по научной деятельности и развитию НИИРПО.
Сотрудничество Федерации Рестораторов и Отельеров и АККОРК
Каким образом выстроить взаимодействие государства, колледжей, общества и бизнеса в системе оценки качества образования, сделать его эффективным и универсальным? Разговоры об этом шли на протяжении последних лет, и вот, Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) и Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК) в январе 2011 г. заключили Соглашение о сотрудничестве в сфере общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в отраслях ресторанного и гостиничного бизнеса.
Цели системы аккредитации образовательных программ ФРиО
1. Повышение уровня профессиональных компетенций выпускников основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО, ВПО в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса с учетом требований отраслевых профессиональных стандартов;
2. Формирование эффективного механизма взаимодействия образовательных организаций и представителей рынка труда по вопросам оценки и развития качества образования с учетом актуальных запросов бизнеса.
3. Создание эффективного механизма демонстрации образовательными организациями ответственности и уровня качества образования перед заинтересованными сторонами в лице работодателей, государства, абитуриентов и студентов.
4. Формирование базы бенчмарок (лучших практик) в области подготовки отраслевых специалистов и обеспечения внутренних и внешних гарантий качества образования образовательными организациями.
5. Формирование информационно-аналитической базы для рейтингования программ в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса работодателями. Чем выше рейтинг в колледжа, тем больше людей хотят в нем учиться.
Именно поэтому Федерация выбрала АККОРК. Процедура независимой экспертизы в данном случае соответствует стандартам и рекомендациям ENQA, применяемых во всех странах Европейского союза для проведения типовых процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, тем более агентство АККОРК имеет большой опыт работы в этой сфере.
Работодателей более всего интересуют профессиональные компетенции выпускников, и именно они рассматриваются как свидетельство качества образования, как фактор конкурентоспособности. Низкая квалификация персонала – одна из основных проблем развития индустрии гостеприимства в стране. Особенно важна в профессиональном образовании однородность формирования компетенций обучающихся — будущих сотрудников ресторанов и отелей.
Эти компетенции сформулированы и в госстандартах и в профессиональных стандартах индустрии питания. В них отражены необходимые требования к профессиональному уровню работников, требования рынка, а ведь именно колледжи обеспечивают кадрами действующие предприятия города Москвы. Сами профстандарты, которые учитываются при проведении экспертизы, соответствуют европейскому уровню, что повышает и статус профессии в целом.
В практике современной России профессиональные стандарты начали вводить в 2003 г. Пионером этого дела стала Федерация рестораторов и отельеров.
Профессиональные стандарты индустрии питания отражают требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников различных квалификационных уровней. Они разработаны с учетом современных подходов, принятых в экономически развитых странах, что обеспечивает международную сравнимость и сопоставимость требований к выполнению трудовых функций и квалификациям работников.
В основу профессиональных стандартов положен анализ трудовых функций, позволяющий последовательно и иерархично описать всю область профессиональной деятельности по квалификационным уровням. Такое описание позволяет разработать требования к каждому уровню квалификации, включая необходимое образование и обучение, требования к состоянию здоровья работников, условиям труда и т.д.
Описание трудовых функций и требований к их выполнению проводилось на основе опроса руководителей и работников предприятий питания. Обобщенные данные, полученные в ходе опросов, позволили выявить значимые и типичные функции, отражающие как текущие, так и перспективные требования к работникам.
Разработанные профессиональные стандарты обеспечивают поддержание единых требований к профессиональной деятельности и единый уровень качества труда независимо от места нахождения и типа предприятия. Требования профессиональных стандартов могут использованы в качестве критериев при формировании системы оценки и обеспечения качества профессионального образования.
На круглом столе также подробно рассматривались вопросы длительности аккредитации – как правило, это занимает несколько месяцев. Особенно участников круглого стола заинтересовал вопрос этапов экспертизы:
1. Семинар по методике внутреннего аудита качества образования (очный обучающий семинар)
2. Самообследование
3. Камеральный анализ экспертами АККОРК результатов самообследования и документации
4. Экспертный визит
5. Подготовка экспертных заключений