Электронное образование по международным правилам

Эффективное применение ИКТ, в том числе технологий e-learning в учебном процессе является одной из гарантий его качества. Однако как может вуз обеспечить такую гарантию потребителям его услуг — студентам и работодателям? С недавних пор в России появилась возможность пройти аккредитацию UNIQUe, подразумевающую оценку контента образовательных программ с применением e-learning, их интеграцию в стратегию вуза и эффективность обучения по ООП с применением ИКТ. Об особенностях этой процедуры и значении сертификата UNIQUe на российском и европейском образовательных рынках журналу «КО» рассказал Алексей Белокопытов, генеральный директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), которое проводит экспертизу по программе UNIQUe в России.

— АККОРК — эксклюзивный официальный партнер Европейского фонда по гарантии качестваe-learning (EFQUEL) на территории России. Почему именно вашему агентству было доверено представлять интересы Фонда в нашей стране?

— Основной мотив — опыт АККОРК по проведению оценки качества и гарантий качества образовательных услуг российских учебных заведений, в том числе оценки качества в сфере e-learning. Агентством выработана собственная методика такой оценки, учитывающая как национальные требования, так и европейские подходы к контролю качества образования. Не побоюсь высказать уверенность в том, что на сегодняшний день АККОРК — лидер в сфере оценке качества и гарантий качества образовательных услуг на территории РФ: об этом свидетельствует и количество проведенных экспертиз, и степень удовлетворенности вузов результатами образовательного аудита, и наличие разветвленной сети представительств агентства в регионах. Кроме того, сотрудничество с EFQUEL — не первый опыт международного партнерства агентства: АККОРК является ассоциированным членом ENQA (Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования), INQAAHE (Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании), APQN (Азиатско-тихоокеанская сеть по гарантии качества). Также одним из решающих факторов для представителей EFQUEL стала обширная база экспертов АККОРК, в числе которых — наиболее авторитетные специалисты по электронному обучению в нашей стране.

— ПрограммаUNIQUe по оценке качества использования ИКТ в учебном процессе, реализуемая фондомEFQUEL, была разработана прежде всего для применения в европейских странах. Насколько готовы российские учебные заведения к участию в этой программе?

— Сразу хочу оговориться — принято считать, что российские вузы в плане применения технологий электронного обучения безнадежно отстали от западных коллег. Однако с этим утверждением можно поспорить: уровень учебных заведений в нашей стране очень разнится, и есть немало отечественных вузов, чьи достижения, в том числе и в сфере e-learning, бесспорно признаются зарубежными экспертами. Разве не показателен тот факт, что в числе первых семи вузов, получивших награду UNIQUe, был и один российский — Московская финансово-промышленная академия.

Важно учитывать и тот факт, что аккредитация UNIQUe ориентирована на традиционные, а не на открытые университеты. Последние, действительно, пока не распространены в России. Но в программе UNIQUe могут принимать участие вузы, использующие технологии e-learning хотя бы в части своих образовательных программ и необязательно основывающие на этом учебный процесс.

Методика оценки достаточно универсальна и позволяет проводить экспертизу применения технологий дистанционного обучения вне зависимости, например, от поставщика ПО и характеристик оборудования.

С другой стороны, АККОРК, безусловно, ведет в сотрудничестве с представителями фонда работу по адаптации методики и критериев оценки с учетом российской действительности.

— Кстати, расскажите подробнее о критериях: к чему готовиться вузам, решившим пройти аккредитациюUNIQUe?

— Как показывает опыт работы по проекту, процесс обучения можно рассматривать как единство трех частей: собственно учебных процессов, учебных ресурсов и образовательного контекста. Партнеры, работающие по проекту UNIQUe, проанализировали данный подход и рекомендовали использовать следующие критерии качества:

качество образовательных ресурсов:

  • учебно-методические материалы
  • студенты
  • персонал вуза (ППС, тьюторы, методисты)
  • технологическое и техническое оснащение

качество образовательных процессов:

  • качество образовательных услуг
  • соблюдение прав на интеллектуальную собственность
  • развитие человеческих ресурсов

качество образовательной политики:

  • стратегия развития e-learning
  • инновационность в образовательной деятельности
  • открытость вуза (например, сотрудничество с корпоративным сектором, вклад в работу бизнес-сообщества, международные связи)

Процедура аккредитации UNIQUe оценивает только контент образовательных программ с применением e-learning, их интеграцию в стратегию вуза, качество таких образовательных программ и эффективность обучения по ООП с применением ИКТ. Тестирование программного обеспечения и технических возможностей курса аккредитацией EFQUEL по проекту UNIQUe не предусмотрено. Однако в отношении тестирования и сертификации разрабатываемых и применяемых ОУ курсов агентство АККОРК предлагает рассмотреть возможность прохождения процедуры аудита на соответствие стандартам ISO, включающую в себя следующие услуги:

— предварительный анализ методов, средств и технологий e-learning, используемых для выполнения соответствующих образовательных программ;

— комплексное тестирование систем ДО, инструментальных средств и электронных образовательных ресурсов, если они не сертифицированы;

— разработка рекомендаций по обеспечению качества компонентов e-learning, в т. ч. по сертификации систем и программных средств.

В сентябре 2009 года Испытательный центр ПО в сфере образования АККОРК был аккредитован и зарегистрирован как испытательная лаборатория в системе «ИНКОМТЕХСЕРТ». В рамках этого взаимодействия АККОРК предлагает услугу посертификации системы менеджмента качества в е-learning-деятельности, а также программных средств и технологий в сфере e-learning.

— Насколько на сегодняшний день востребованы названные вами виды аккредитации в России и достаточно ли информировано академическое сообщество о самой возможности их прохождения?

— АККОРК использует все возможные ресурсы для того, чтобы информация о процессах упорядочивания рынка электронного образования в России и за рубежом была доступна как можно более широкой аудитории. Как результат мы уже получили несколько заявок на прохождение аккредитации UNIQUe, и безусловно, это только начало. Программа ориентирована прежде всего на «продвинутые» вузы с точки зрения использования ИКТ, но круг таких учебных заведений расширяется. Кроме того, вузы начинают осознавать преимущества «игры по правилам»: прохождение международной аккредитации позволяет им не только выявить соответствие качества образовательной деятельности европейским образовательным стандартам, но и повысить конкурентоспособность вуза за счет внедрения лучших европейских образовательных стандартов и практик, а также укрепить и развить имидж вуза на европейском образовательном пространстве.