Валерий Кузовлев: «Роль общественно-профессиональной оценки качества образования значительно возрастает»

Традиционно считалось, что столичные университеты быстрее принимают нововведения образовательной системы и легче интегрируются в международное образовательное пространство. Однако героями рубрики «Образовательный аудит» обычно все-таки становятся региональные вузы, готовые поделиться с читателями своим опытом прохождения общественно-профессиональной аккредитации, которая давно признана за рубежом и позволяет российским учебным заведениям приобрести дополнительные очки в конкурентной борьбе на внутреннем и глобальном образовательном рынке. На вопросы «КО» по этой актуальной теме ответил ректор Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина д-р пед. наук профессор, Заслуженный деятель науки РФ, председатель комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодёжи Липецкого областного Совета депутатов Валерий Кузовлев.

— Что лежит в основе Вашего решения обратиться в Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры для проведения образовательного аудита университета?

— На сегодняшний день потребность вуза в многогранной оценке качества его деятельности становится очевидной. Недостаточно подтвердить формальное соответствие стандартным показателям — руководителю университета необходимо знать мнение экспертов из академической среды, работодателей и самих учащихся о качестве образовательных программ и соответствии деятельности вуза современным потребностям экономики региона. В связи с этим было принято решение пройти процедуру образовательного аудита и общественно-профессиональной аккредитации. Как показывают текущие события, это был правильный шаг: совсем недавно высшее руководство страны, обсуждая изменения в процедурах лицензирования и аккредитации, подчеркнуло важность развития общественно-профессиональной оценки качества образования, механизм которой признан оптимальным во многих западных странах. А почему именно АККОРК? Потому что, проанализировав предложения по общественно-профессиональной аккредитации, мы сочли формат работы Агентства по контролю качества образования наиболее приемлемым для нашего вуза. Агентство, имеющее значительный опыт в этой сфере, работает по успевшей положительно зарекомендовать себя методике: в основе системы критериев АККОРК лежат и национальные образовательные стандарты, и стандарты западных аккредитационных агентств, и собственные требования Агентства. К работе с вузом привлекаются авторитетные эксперты, прошедшие сертификацию АККОРК. Взаимодействие с вузом — это достаточно длительный период, за который эксперты успевают не только проанализировать документацию, но и лично побывать на занятиях и аттестационных мероприятиях в вузе, пообщаться с широким кругом преподавателей.

— Что принципиально нового в подходах АККОРК привлекает Вас как ректора?

— Я бы не назвал это абсолютным новаторством, но в России это пока действительно звучит не совсем привычно — оценка гарантий качества образования. В ситуации, когда обсуждается вопрос о возможности скорого отхода от системы государственного гарантирования качества образования и отказа от дипломов гособразца вузу надо быть готовым к тому, чтобы самому позиционировать себя как гаранта качества образовательных услуг. Однако как гарантировать учащимся и работодателям высокое качество своих программ и как сделать эту информацию прозрачной, довести ее до сведения заинтересованных лиц? В этом плане Агентство АККОРК провело большую работу по систематизации гарантий и оценки гарантий качества образования, более того, этот критерий уже активно используется сотрудниками АККОРК при проведении экспертизы.

— Как Вы оцениваете результаты сотрудничества с Агентством на сегодняшний день?

— Мы не так давно начали совместную работу, поэтому об итогах говорить пока рано. Но уже сейчас очевидно, что методика оценки АККОРК позволяет проанализировать деятельность вуза во множестве аспектов и в итоге получить детальный срез текущего состояния университета, определить проблемные зоны и точки роста. Дело не только в том, что это — свежий взгляд со стороны, и что снимается множество показателей, а в том, что к работе привлечены эксперты высочайшего класса, чьи профессионализм и объективность не могут быть поставлены под сомнение.

— Каковы, на ваш взгляд, тренды развития системы общественно-профессиональной оценки в России?

— Этот вид оценки востребован как вузами, так и потребителями их услуг. Механизм общественно-профессиональной аккредитация позволяет экспертам контактировать с руководством и преподавателями учебного заведения в течение длительного времени, избежать формализма в ходе оценки и учесть индивидуальные особенности вуза. Кроме того, развитие системы общественно-профессиональной оценки обозначено руководством страны как одно из приоритетных направлений, поэтому полагаю, что в ближайшем будущем роль этого инструмента оценки качества образования значительно возрастет.