Евгений Бойко: «Доверие к работе независимых аккредитационных агентств растет»

Учебные заведения, еще несколько лет назад принявшие концепцию общественно-профессиональной оценки качества образования и начавшие сотрудничество с независимыми аккредитационными агентствами, на сегодняшний день не только не разочаровались в этой идее, но и сами активно участвуют в проведении экспертиз в рамках общественно-профессиональной аккредитации. Один из ярких примеров — опыт Сибирской академии госслужбы, о котором рассказывает ректор вуза Евгений Бойко.

 — Евгений Александрович, в прошлом году, когда мы беседовали с Вами, сотрудничество Академии с АККОРК было на начальном этапе. Как оно развивалось впоследствии? Вы говорили об обучении в АККОРК экспертов от СибАГС — удается ли им распространять опыт Агентства в вашем регионе?

 — Активное взаимодействие началось в 2009 г., когда мы привлекли АККОРК к оценке качества программ повышения квалификации и по договору о сотрудничестве провели первый в Сибирском федеральном округе семинар по подготовке экспертов АККОРК для дальнейшей работы. В семинаре приняли участие 24 человека — проректоры, заведующие кафедрами, руководители служб качества и учебно-методических управлений. Подготовленные эксперты в 2010 г. принимали участие в оценке качества образования нескольких вузов и филиалов. В частности, группа филиалов Современной гуманитарной академии прошла аккредитационную экспертизу с участием сертифицированных экспертов АККОРК, в том числе сотрудников СибАГС. Отзывы о работе экспертов положительные. В апреле 2010 года мы провели совместно второй семинар по подготовке экспертов, в котором участвовало 24 человека из 10 городов Сибирского федерального округа.

В период с января по апрель 2010 г. СибАГС прошла комплексный аудит качества и гарантий качества образования в АККОРК.

Работа независимых экспертов АККОРК дала возможность СибАГС дополнительно к результатам экспертизы Росаккредагентства проанализировать сильные и слабые стороны, а также положительные и сдерживающие направления развития академии, выработать рациональную стратегию. Привлечение агентства позволяет гарантировать нашим студентам, абитуриентам и работодателям, что компетенции, полученные выпускниками академии в процессе обучения, соответствуют не только государственным образовательным стандартам РФ, но и европейским образовательным стандартам. Экспертизы АККОРК помогли нам понять недостатки при формировании собственной политики в сфере обеспечения гарантий качества образования.

Очень важно, что подготовленные экспертами АККОРК заключения об экспертизе содержания и качества подготовки выпускников, а также заключения об экспертизе показателей деятельности ФГОУ ВПО СибАГС были приняты к рассмотрению в Рособрнадзоре при принятии решения о государственной аккредитации академии на заседании коллегии, состоявшемся 20 мая 2010 года. Итогом явилось успешное прохождение академией государственной аккредитации.

В настоящее время уже многие организации предлагают свои услуги по аккредитации, оценке качества, содействуют в получении государственной аккредитации и т. п. Но эти организации должны еще себя зарекомендовать и завоевать доверие Рособрнадзора. Поэтому считаю нужным обратить внимание на добросовестную и профессиональную работу экспертов АККОРК. Считаю, что можно рекомендовать вузам АККОРК как профессионального и надежного партнера в сфере общественно-профессиональной оценки качества и гарантий качества образования.

 — По результатам образовательного аудита было подтверждено высокое качество образовательных услуг не только СибАГС, но и ее филиалов. За счет чего это достигается?

 — Прежде всего это объясняется эффективно работающим на протяжении долгих лет механизмом взаимодействия академии со своими филиалами по вопросам организации образовательного процесса. Три года назад в СибАГС была введена должность заместителя проректора по координации и контролю учебной работы в филиалах, что придало этому взаимодействию еще более целенаправленный и предметный характер.

Все учебные планы по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в филиалах, разрабатываются на основе учебных планов СибАГС, а дополнения, изменения, вносимые в них, в обязательном порядке согласовываются и утверждаются в академии. Следует заметить, что руководство филиалов достаточно творчески подходит к определению дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, и, как правило, учитывают особенности территорий, на которых они действуют.

В филиалах СибАГС активно внедряются современные образовательные технологии, цель которых — развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским и практическим занятиям, деловым играм, работу с информационными системами в компьютерных классах, выполнение индивидуальных заданий преподавателей.

Образовательный процесс в филиалах в полном объеме оснащен всей необходимой материально-технической базой, комплексом учебно-методических материалов. В филиалах действуют хорошо оснащенные библиотеки с читальными залами. Фонды основной учебной литературы, источников учебной информации по всем дисциплинам, учебно-методической литературы, рекомендованной в программах в качестве основной, достаточны и ежегодно пополняются. Многие дисциплины обеспечены учебно-методическими пособиями, издаваемыми академией. Филиалы организуют также выход к Интернет-ресурсам свободного доступа. Среди них: Система федеральных образовательных порталов; Информационная система (ИС) «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»; Информационно-справочный портал «Library.ru»; Конференции.ru: открытый каталог научных конференций, выставок, семинаров; Электронная библиотека IQlib и др.

Филиалы имеют свободный доступ на образовательный портал СибАГС, и тем самым расширяют свои возможности в оказании образовательных, консультационных, информационных и методических услуг для своих студентов и слушателей. С 2010/2011 уч. г. все преподаватели, студенты и слушатели филиалов получат индивидуальный доступ к электронным ресурсам академии. Для этого закуплено необходимое программное обеспечение.

Система контроля качества обучения и оценки удовлетворенности заказчиков и обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг, созданная в академии, активно внедряется и в филиалах. В связи с этим в трех филиалах СибАГС (Алтайском филиале в г. Барнауле, филиалах в г. Томске и г. Новокузнецке) в 2007–2009гг. были проведены курсы повышения квалификации для ППС и административно-управленческого персонала по вопросам менеджмента качества образования и перехода к новым государственным образовательным стандартам. Запланировано проведение таких курсов и в филиалах в г. Иркутске и г. Усть-Илимске.

К учебному процессу в филиалах активно подключаются преподаватели академии: они по согласованному графику выезжают в филиалы, читают лекции, проводят семинарские занятия, участвуют в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, что обеспечивает соблюдение единых требований в организации учебного процесса и работе со студентами. К учебному процессу привлекаются и специалисты-практики на местах.

Следует отметить, что и сами филиалы серьезно работают над формированием собственных высокопрофессиональных преподавательских коллективов. По своему качественному составу все коллективы соответствуют лицензионным требованиям, больше половины ППС работают на штатной основе. За последние три года в филиалах 9 штатных преподавателей защитили кандидатские диссертации, 1 — докторскую. Преподаватели постоянно проходят курсы повышения квалификации в различных вузах страны (г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск и др.), принимают участие в научных и научно-практических конференциях, регион проведения которых также широк. По итогам 2009 года повысили свою квалификацию около 30 преподавателей, 25 преподавателей стали участниками 21 конференции. Безусловно, такая активность ППС отражается на повышении их профессиональной квалификации и качестве преподавания в филиалах.

Филиалы СибАГС, также как и сама академия, поддерживают тесные деловые, партнерские отношения с органами власти субъектов РФ СФО и муниципальных образований, постоянно согласовывают, сверяют свою деятельность с интересами, потребностями практики. Руководители органов государственного и муниципального управления возглавляют государственные аттестационные комиссии в филиалах.

 — Проводилась ли в ходе сотрудничества с АККОРК оценка качества дистанционного образования, реализуемого в Академии? Расскажите подробнее о системе ДО в СибАГС.

 — Оценка качества дистанционного образования отдельно не проводилась, она была в рамках оценки качества образования по каждой образовательной программе. На институциональном уровне оценивалась технология дистанционного обучения в целом.

Мы планируем в 2010/2011 уч. г. силами АККОРК провести аудит дистанционной технологии обучения по международным стандартам.

Организация учебного процесса по образовательным программам на основе интернет-технологии дистанционного обучения предусматривает следующий порядок освоения образовательной программы:

  • учебный план предусматривает по каждой учебной дисциплине: электронные лекции с ответами на вопросы и консультациями преподавателей по содержанию учебных дисциплин в режиме offline, электронные семинары, электронное консультирование для подготовки к экзаменационному тестированию;
  • образовательный процесс обеспечивается сетевыми электронными учебно-методическими комплексами, а также учебными материалами на электронных носителях, выдаваемых обучающимся. Система сетевых электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс по интернет-технологии, образует информационную образовательную среду ИПС (ИОС). Обучающиеся СибАГС получают для выполнения этой работы индивидуальные коды доступа. Учебно-методические материалы, выдаваемые обучающимся, включают материалы на CD (электронная библиотека по специальности и дополнительные учебные пособия);
  • организационное и документационное сопровождение образовательного процесса учебной группы в течение всего периода обучения осуществляется администратором отдела дистанционного обучения ИПС (ОДО ИПС) через Интернет. Администратор проводит виртуальные тьюториалы (организационные собрания) перед началом изучения очередного учебного модуля, решает все организационные вопросы, возникающие у обучающихся в процессе обучения;
  • организационное собрание (виртуальный тьюториал) учебной группы посредством Интернет в online-режиме. Проводится администратором отдела дистанционного обучения ИПС в соответствии с графиком образовательного процесса и предусматривает: выдачу обучающимся кодов доступа в WEB-портал ИПС; решение организационных вопросов; инструктирование по порядку и технология дистанционного обучения; определение порядка взаимодействия с преподавателями СибАГС; согласование графика образовательного процесса по учебному модулю; инструктирование по работе в информационной образовательной среде; разъяснение порядка электронного консультирования к экзаменам с преподавателями академии; разъяснение системы оценивание знаний по дисциплинам учебного модуля; разъяснение порядка проведения экзаменационного тестирования.
  • самостоятельная работа обучающихся в соответствии с индивидуальным графиком обучения (4–5 месяцев), включающая: изучение содержания дисциплин учебного модуля в процессе самостоятельной работы (электронные сетевые лекции в СДО «Прометей», учебно-методические материалы на CD); вопросы к преподавателям академии и их консультации по содержанию учебных дисциплин в СДО «Прометей»; самостоятельное тестирование в СДО «Прометей» для закрепления изученного материала; участие в электронных семинарах в СДО «Прометей»; подготовку ПКЗ (курсовой работы) по учебным дисциплинам, отчета о практике, выпускной квалификационной/аттестационной работы в электронном виде и отправка их в СибАГС на проверку через w-портал ИПС; обсуждение с руководителем курсовой работы в СДО «Прометей»; консультации преподавателей к экзаменационному тестированию; взаимодействие с администратором ОДО ИПС, закрепленным за группой, в решении организационных вопросов посредством электронных каналов связи.
  • экзаменационное тестирование по дисциплинам первого модуля (условие: сдача ПКЗ) по согласованному индивидуальному графику через Интернет в СДО «Прометей».
    По завершению освоения учебного материала первого модуля в такой же последовательности организован учебный процесс по следующему модулю дисциплин.
    К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объеме образовательную программу и не имеющие задолженности по оплате за обучение. Итоговая аттестация проводится непосредственно в СибАГС и включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

 — СибАГС традиционно эффективно взаимодействует с работодателями. На сегодняшний день активно обсуждается тема разработки профессиональных образовательных стандартов совместно с работодателями в различных областях. Созданы ли профстандарты в Вашей сфере? Если нет, то как учитываются требования работодателей в образовательном процессе?

 — С целью повышения качества образования и обеспечения гарантий качества образования Академия формирует и развивает механизмы взаимодействия с работодателями. Обратная связь с работодателями позволяет учитывать потребности действующих предприятий и организаций в учебном процессе, но говорить о разработке профессиональных стандартов по реализуемым образовательным программам рано.

Сотрудничество с работодателями во многом строится на основе прямых многолетних связей кафедр академии с предприятиями и организациями.

Для студентов 3–5-х курсов совместно с работодателями организуется ряд мероприятий: «День открытых дверей Центра занятости населения города Новосибирска», «Ярмарка вакансий рабочих мест» («День карьеры»). Большинство этих мероприятий проходит с участием государственных структур, ведущих российских и международных компаний и банков. В академии работает «Школа успешного трудоустройства». Занятия проходят с привлечением представителей ведущих компаний (газеты «Работа для Вас»; «Лимон», «Сибирский гурман» и др.). На занятиях большое внимание уделяется вопросам трудоустройства, оформлению документов, необходимых в процессе поиска работы, основам самопрезентации, навыкам успешного прохождения собеседования (интервью) и тестирования, ведения переговоров с работодателями, адаптации на рабочем месте, планирования и развития карьеры и др.

В течение всего периода существования СибАГС существует тесная связь с органами государственного и муниципального управления. Сотрудничество происходит в разных формах. Наиболее эффективными, позволяющими выявлять и анализировать мнения руководителей органов власти о подготовке студентов, являются ежегодные семинары, совещания руководителей кадровых служб федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Обсуждения успехов (достижений) и проблем подготовки специалистов на этих совещаниях стали традиционными. Рекомендации органов власти субъектов РФ СибАГС по подготовке выпускников учитываются при формировании учебных планов и разработке рабочих программ по дисциплинам.

В Межрегиональном центре повышения квалификации (МЦПК) СибАГС по результатам обучения каждой учебной группы проводится обсуждение с заказчиками. По итогам обсуждений вводятся изменения в программы и организацию обучения.

В Институте переподготовки специалистов осуществляется анализ востребованности и служебного роста выпускников, анализ удовлетворенности заказчиков процессом обучения.

Особое значение придается анкетированию работодателей с целью оценки их удовлетворенности уровнем профессиональной подготовки выпускников Академии. В рамках подготовки к государственной аккредитации в январе-апреле 2010 года 95 экспертов-работодателей — руководителей подразделений организаций и партнеров из числа органов власти и органов местного самоуправления г. Новосибирска приняли участие в анкетировании, результаты которого показали, что около 92% работодателей удовлетворены всеми параметрами профессиональной подготовки выпускников Академии. При этом было заявлено о желании работодателей участвовать в решении вопросов, связанных с организацией учебного процесса; в оценке содержания учебных программ и планов; формировании итоговых профессиональных компетенций выпускников, что, безусловно, необходимо не только учитывать, но и использовать в будущем.

Благодаря развитию обратной связи, деятельность академии по сотрудничеству и партнерству с работодателями приобретает конструктивный и результативный характер, имеет явные тенденции к расширению и дальнейшему развитию.

 — Как Вы относитесь к процессу консолидации вузов? Какие Вы видите в этом преимущества и риски? Есть ли вероятность объединения всех региональных академий госслужбы в единую структуру, и если да, то каково Ваше мнение об этом?

 — Процесс консолидации вузов неоднозначен. В 90-х годах многие вузы, ранее имевшие сходные группы специальностей, далеко отошли от своего основного предназначения. Чтобы стать университетами, нужно было открывать специальности гуманитарного профиля. При этом по фактическим показателям многие вузы не соответствовали требованиям к университетам, но утратили свою уникальность. Поскольку процедура лицензирования в те годы была упрощенной, не все вузы имели должную базу для новых специальностей.

В настоящее время недостаточно разработана нормативная база для межвузовского взаимодействия и возможного объединения. Опыт создания федеральных университетов показал, что Минобрнауки не вполне готово к появлению укрупненных вузов. Например, несколько крупных вузов объединились, число научных школ выросло, но такой университет выступает как одно юридическое лицо и вряд ли сможет получить столько грантов по разным направлениям, сколько получали несколько вузов, несколько юридических лиц.

На мой взгляд, рисков больше, чем преимуществ. Если говорить о региональных академиях государственной службы, то при их создании было принято правильное решение — за каждой академией фактически закреплен округ, мы друг другу не мешаем, взаимодействуем по стратегическим вопросам. Объединение вузов возможно как консорциум, возможно как университет государственной службы, имеющий в своем составе ряд академий. При этом возникают большие проблемы с филиалами вузов.

Я считаю, что в рыночных отношениях процесс укрупнения приведет к потере небольших сильных вузов, имеющих высокий авторитет. В рыночной экономике все государства поддерживают малые и средние предприятия. Почему же для вузов мы выбираем иную стратегию? Думаю, что главным критерием должно быть качество образования, а не масштабы вуза. Например, специальность Государственное и муниципальное управление в г. Иркутске имеют 2 вуза — огромный Байкальский университет экономики и права и маленький филиал СибАГС. При этом наш филиал имеет 48% от всего контингента по специальности, а БГУЭиП — 52%. Почему? Для СибАГС ГМУ — главная специальность, вокруг которой строится стратегия вуза, а в крупном вузе это одна из нескольких десятков специальностей. Такая же ситуация во всех городах, где есть наши филиалы.

 — Как, на Ваш взгляд, повлияло введение обязательного ЕГЭ на качество образования? Изменился ли в связи с этим состав Ваших студентов, и если да, то как?

 — Введение ЕГЭ, безусловно, снизило общий уровень образования, так как в старших классах идет натаскивание не на задачи и вопросы повышенной трудности, как раньше, а на несовершенные тесты. Как обычно, мы взяли за рубежом часть системы, перекроили на свой лад и массово внедрили. Состав наших студентов существенно не изменился, конкурс стал выше, так как в СибАГС всегда были сложные экзамены. Но уровень образования выпускников школ в среднем стал ниже. Отличники допускают грубые ошибки по математике и русскому языку, абитуриенты практически не знают ни историю, ни обществознание. Кроме того, снизилась готовность к самостоятельной работе и самоконтролю. Мы вынуждены были ввести корректирующие курсы по нескольким дисциплинам.

 — Год назад Вы говорили о неизбежности развития системы общественно-профессиональной аккредитации в России. Как в этом плане изменилась обстановка за прошедшее время в стране и в вашем регионе?

Ожидаете ли Вы внесения в новый ФЗ «Об образовании» статей, стимулирующих развитие системы общественно-профессиональной оценки качества образования в России?

 — Есть изменения в отношении руководителей вузов и научно-педагогической общественности к этому вопросу. Однако нас уже приучили работать на аккредитационные и другие утвержденные показатели в ущерб подходам к качеству образования, принятым в международной практике. Доминируют количественные показатели, а не качественные. На поле общественно-профессиональной оценки качества образования появляются новые организации, предлагающие свои услуги. В этом отношении политика АККОРК по созданию региональных отделений и подготовке экспертов оказалась опережающей, и доверие и уважение к деятельности агентства растет.
Внесение статей, стимулирующих развитие системы общественно-профессиональной оценки качества образования в России, в новый закон «Об образовании», безусловно, повысит внимание вузов к оценке извне и будет способствовать оптимизации процедур государственной аккредитации.

Особенности деятельности Сибирской академии государственной службы в регионе

На территории Сибирского региона, входящей в сферу деятельности СибАГС, находится 11 субъектов РФ. В их числе 4 республики — Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; 2 края — Алтайский и Красноярский; 5 областей — Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская. Кроме указанных регионов СибАГС взаимодействует также с органами власти Республики Саха (Якутия), Тюменской области. На территории Сибирского федерального округа, который входит в зону ответственности СибАГС, находится более 120 городов, около 500 районов и более 3,8 тыс. поселений (сел и поселков). В органах государственной власти и местного самоуправления работают более 150 тыс. человек.

В соответствии с требованиями федерального законодательства ежегодно около 50 тыс. государственных и муниципальных служащих Сибирского региона должны проходить повышение квалификации и около 1 тыс. человек — профессиональную переподготовку.

В настоящее время академия — единственное в Сибири специализированное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. С момента своего создания академия была ориентирована на подготовку кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления Сибири, способных работать в условиях рыночной экономики.

Сибирская академия государственной службы — признанный в регионе ведущий учебный, научный, методический и информационно-аналитический центр подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Академия проводит большую работу по реализации программ дополнительного профессионального образования управленческих кадров.