Январь 2013 г., журнал «Качество образования». Интервью генерального директора аккредитационного агентства АККОРК Алексея Белокопытова «Качество образования: итоги, тенденции, задачи».

Качество образования: итоги, тенденции, задачи

В 2012 году тема образования и, особенно, обеспечения его качества была очень актуальна. Отечественное образование должно обеспечивать конкурентоспособность экономики страны на глобальных и региональных рынках – такую задачу необходимо решить образовательному сообществу в обозримой перспективе. О том, как этого добиться, о тенденциях в образовании, проблемах и путях их решения мы беседуем с генеральным директором Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) Алексеем Белокопытовым.

- Алексей Владимирович, как Вы оцениваете результаты 2012 года? Какие ключевые задачи необходимо будет решать в сфере образования?

- В 2012 году произошли принципиальные события, которые существенным образом должны отразиться на качестве высшего и начального профессионального образования. Во-первых, принят новый закон «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Кстати, представители АККОРК работали над законом в составе экспертной комиссии Комитета Государственной Думы по образованию. Если говорить кратко, то профессионально-общественная аккредитация становится одним из ключевых направлений мониторинга и обеспечения качества образования, частью механизма конкуренции, когда учебные заведения, реализующие одну и ту же программу, могут предоставлять общественности, государству, работодателям дополнительные гарантии качества обучения. Иными словами, профессионально-общественная аккредитация на законодательном уровне признана важным элементом регулирования рынка образовательных услуг, частью системы управления образованием.

Во-вторых, необходимо отметить тренд по изменению роли и места государства: если до сих пор государство реализовывало монопольную процедуру оценки качества образования через государственную аккредитацию, то сейчас ситуация меняется. Расширяются формы и виды государственной оценки деятельности образовательных учреждений, например, появился мониторинг эффективности деятельности вузов, который по определенным важным параметрам позволяет судить и о конкурентоспособности нашего образования. Конечно, в этом механизме пока недостаточно внимания уделяется главному – качеству результатов обучения, но факт налицо: государство стало более требовательным. И вузам, независимо от формы собственности, придется серьезно заниматься собственным мониторингом эффективности – здесь возможности профессионально-общественной аккредитации крайне востребованы. И мы, как одно из ведущих аккредитационных агентств страны, уже почувствовали усиление спроса на качественную независимую оценку.

В-третьих, государство мотивирует профессиональные и экспертные сообщества, объединения работодателей к развитию собственных инструментов независимой оценки, профессионально-общественной аккредитации. Тема общественно-профессиональной аккредитации вошла в стратегию развития системы образования, в связи с чем необходимо отметить государственную программу «Развитие образования до 2020 года» и Указ Президента № 599, предписывающий создать к 2014 году систему профессионально-общественной аккредитации в первую очередь по четырем наиболее массовым направлениям (менеджмент, юриспруденция, социология и экономика), в отношении которых у профессионального сообщества возникает наибольшее количество вопросов. В рамках рабочей комиссии Минобрнауки уже выработана базовая модель системы оценки, в основу которой легли наработки АККОРК, осуществленные в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Со многими ключевыми объединениями мы уже работаем (общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России», Союз машиностроителей, и региональные Торгово-промышленные палаты и т. д.), выступая в роли независимого аудитора «подведомственных» им образовательных учреждений.

Как изменилось за последнее время отношение образовательных учреждений к независимой оценке качества образования и общественно-профессиональной аккредитации ?

- Рынок образовательных услуг претерпевает серьезные изменения. О позитивных изменениях в государственной политике я уже говорил. Демографическая яма повысила внимание к процедурам, позволяющим вузам и колледжам оптимизировать свою деятельность и удостоверить качество. В обществе созрело понимание того, что в первую очередь важен не диплом, а качество полученного образования. Профессиональное сообщество осознало, что получение вузом или колледжем лицензии на ведение образовательной деятельности – необходимое, но недостаточное условие успешной работы. Нужно постоянно соотносить результаты своих усилий с определённой шкалой, чтобы понимать свое место на рынке, преимущества и недостатки, вовремя реагировать на происходящие изменения. Для этого и нужна независимая оценка.

Если обратить внимание на список реализованных проектов АККОРК, то на 90% он представлен ведущими вузами и колледжами. Буквально на днях завершен проект по независимой оценке программ МИСиС  «Экономика и управление на предприятии» и «Финансовый менеджмент».

Мы осуществляли аудит по европейским стандартам экологических образовательных программ, реализующихся в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Тамбовском государственном техническом университете, Уральском федеральном университете и Владимирском государственном университете. АККОРК проводил аккредитацию в рамках программы Европейского союза Tempus по разработке и внедрению в практику отечественной образовательной программы по подготовке специалистов по эффективному управлению водными ресурсами. Отрадно, что качество на уровне международных стандартов демонстрируют не только общепризнанные столичные университеты, но и региональные вузы. В конечно итоге, это работает на экономику субъектов Федерации, что прекрасно понимают местные органы власти. Кроме того, признание, в том числе международное, качества образования способствует удержанию в регионе талантливой, перспективной молодежи. Хотелось бы отметить департаменты и министерства образования Татарстана, Удмуртии, Пермского и Краснодарского края, Ростовской, Краснодарской, Новосибирской и Воронежской области, с которыми у нас сложились плодотворные рабочие отношения. Всего мы аккредитовали порядка 300 образовательных программа в 80 вузах по всей стране.

Очевидный тренд – подключение к процессу независимой оценки профессиональных объединений и сообществ, некоторых из которых я уже упоминал. Хочу также отметить заметную активность Федерации рестораторов и отельеров, Ассоциации менеджеров и Ассоциации юристов России, которые уже провели апробацию собственных систем независимой оценки; это особенно приятно видеть, потому что до сих пор АККОРК приходилось быть драйвером этих процессов.

Студенческое сообщество также проявило интерес к теме оценки качества. В мае 2012 года в рамках Международного студенческого фестиваля, проходившего на базе Уральского федерального университета, был подготовлен пул экспертов от студенческого сообщества. Студенты – потребители образовательных услуг. Следовательно, их мнение должно учитываться при оценке качества образования. Они понимают, что качество образования самым очевидным образом влияет на их профессиональные и карьерные возможности. Европейский и мировой опыт доказывает, что при правильной организации оценка со стороны студентов приносит большую пользу вузам.

- Это хорошо или плохо, что появляется столько участников процессов оценки и аккредитации? Не боитесь конкурентов?

- Безусловно, это очень хорошо. Рынок оценки образовательных услуг предполагает конкуренцию, ведь оценку сложно будет назвать независимой и профессионально-общественной, если она будет реализовываться какой-то одной организацией.

Но здесь есть одно «но». Часто, если государство отпускает вожжи, то возникает либо, извините, бардак, либо картельный сговор (хорошо, что последнее сфере образования вряд ли грозит). Надежда на то, что «рынок сам все поправит», не всегда реализуется. Поясню на примере. В России действует порядка 1 000 вузов и их филиалов (в среднем, по 10 в каждом регионе без учета Москвы и Петербурга). При этом все российские и международные исследования говорят об общем снижении уровня подготовки специалистов. Вроде бы и конкуренция есть, и пресловутая «невидимая рука рынка» должна навести порядок. Но этого не происходит, свидетельство чему и нашумевшие списки неэффективных вузов, и наша собственная статистика: только около 15% исследованных нами образовательных программ получили аккредитацию АККОРК. Парадокс? Только на первый взгляд. Во-первых, диплом о высшем образовании приобрел статус социального минимума. Конечно, на самом деле это не так, но общественное сознание изменить в одночасье невозможно. Кстати, мы открыто говорим вместе с профессиональным сообществом: квалифицированный выпускник колледжа зарабатывает больше, чем неквалифицированный (и очень часто – даже квалифицированный) выпускник вуза. Во-вторых, обучение в вузе – это отсрочка от армии. В-третьих, пока человек учится, он может не работать. Но: вуз – это не рай для социальных иждивенцев и не магазин отсрочек и дипломов. Но когда есть спрос не на качественное образование, а на нечто иное – будет и предложение. Мы делаем многое, чтобы на рынке оценки образовательных программ ситуация изначально складывалась по-другому. К сожалению, мы видим попытки создать организации, торгующие знаками качества образования, за которыми ничего, по сути, не стоит: ни методики, ни опыта, ни реализованных проектов, ни экспертных команд, ни международного признания. Их массовое появление просто дискредитирует всех участников рынка. Поэтому мы совместно с Министерством образования, вузами, экспертами, работодателями, другими агентствами по оценке качества образования разработали предложения по созданию специального Регистра организаций, занимающихся профессионально-общественной аккредитацией, то есть списка добропорядочных участников рынка. Регистр должно вести государство, при этом устанавливаются критерии, по которым происходит отбор таких организаций. Мы надеемся, что после принятия «Закона об образовании» наши предложения будут оформлены в нормативные акты. То есть мы за то, чтобы государство оставило за собой функции регулятора, определяло правила игры и контролировало их исполнение. Тогда все образовательные учреждения и компании, реализующие программы дополнительного образования, будут иметь четкие представления о том, кто гарантирует им качественную экспертизу, а потребители образовательных услуг будут понимать, чьей оценке можно доверять на 100%.

Еще один момент, о котором важно упомянуть. Работодатель хочет получить готового специалиста, а образовательное учреждение – его подготовить. При всей схожести формулировок потребностей функции вуза или колледжа и предприятия различны, трудовой и учебный процесс не идентичны друг другу. Каким образом тогда работодатель может оценить качество образования в процессе подготовки специалиста? Вот вам еще одна задача, решение которой заключается в привлечении независимой организации, соотносящей требования работодателей и содержание учебных планов, образовательных программ, методик, успешность их реализации в конкретном вузе или колледже. АККОРК, например, имеет положительный опыт работы с «Опорой России»: за два года мы аккредитовали порядка 30 учебных программ в вузах и колледжах страны, обучение в которых дает знания, необходимые для успешного ведения предпринимательской деятельности. А с Федерацией рестораторов и отельеров мы недавно аккредитовали Владимирский государственный университет.

Конкуренции мы не боимся, потому что, как говорится, конкуренция – это не борьба, а искусство взаимодействия. На наш взгляд, мы научились взаимодействовать в системе и наработали значительный опыт, который будет не просто «догнать» в короткие сроки. У нас есть репутация, в нашем деле это, наверное, одно из самых главных конкурентных преимуществ.

- Чем 2012 год был знаменателен для АККОРК?

- Год был чрезвычайно насыщен разными проектами, количество которых исчисляется десятками. Но я бы посмотрел на итоги года не только через призму конкретных дел. Для АККОРК чрезвычайно важным итогом стало формирование основы российской системы независимой оценки качества образования, признания ее значимости и на уровне государства, и на уровне образовательного сообщества, и на уровне работодателей, и на уровне общественности. Мы работали над этим с момента своего основания, то есть более шести лет. Сегодня рынок профессионально-общественной аккредитации находится качественно на более высоком уровне, чем даже год назад. Без ложной скромности скажу, что в этом есть большая заслуга АККОРК, всего нашего коллектива, экспертов, которых у нас более 300 человек, наших партнеров.

О многих конкретных проектах мы уже говорили, тем не менее, позволю себе упомянуть еще несколько, знаковых не только для нас, как аккредитационного агентства, но и для всего рынка образовательных услуг.

В 2012 году мы как исполнители проекта Федеральной целевой программы развития образования по созданию модели независимой оценки и аккредитации, провели масштабную апробацию этой модели по всей России. По итогам работы мы в значительной степени усовершенствовали методику и подходы к оценке качества и аккредитации, выработали конкретные показатели и стандарты для целого ряда направлений. Например, в значительной степени продвинулись в разработке требований к программам в области социологии. Более того, в настоящее время мы формируем отдельный аккредитационный совет по социологии на базе АККОРК. Думаю, что в начале 2013 года сможем приступить к системной, регулярной работе совета.

Еще одна важная тема – развитие электронного обучения. Вы знаете, что в начале года были приняты поправки к закону, которые позволили расширить возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. В Минобрнауки была сформирована рабочая группа по развитию подходов к оценке качества e-learning и эффективности ИКТ в образовании. Поскольку до сих пор отсутствует государственный инструмент контроля и надзора за электронным обучением, не исключено, что эта оценочная деятельность перейдет как раз в сегмент независимой оценки. У нас накоплен большой опыт такой работы, ведь мы с 2010 года взаимодействуем с Европейским фондом по гарантиям качества электронного обучения EFQUEL, являемся официальным стратегическим партнером этой организации в России и имеем опыт проведения оценок в соответствии с европейскими требованиями.

Мы вплотную, при поддержке Министерства образования и науки, занялись формированием модели профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных образовательных программ. По сути, дополнительное образование после отмены госаккредитации было предоставлено само себе. А ведь среди участников рынка не только вузы и колледжи, но и тысячи компаний, организующих курсы повышения квалификации; сотни корпоративных университетов, действующих как структурные подразделения крупных компаний-работодателей; отраслевые ассоциации, общественные организации, реализующие образовательные программы. Оценка качества услуг, их соответствия потребностям рынка труда – всем этим тоже должны заниматься независимые экспертные организации. Сегодня мы обсуждаем механизмы работы на этом рынке, закладываем основы профессионально-общественной аккредитации.

В 2012 году мы вошли в состав Европейской сети гарантии качества программ в области информационных технологий и программирования (EQANIE). АККОРК является единственным стратегическим партнером EQANIE на территории Российской Федерации.

Кроме того, АККОРК стал членом Международного комитета по качеству образования (CHEA International quality group) Совета по аккредитации высшего образования США The Council for Higher Education Accreditation (CHEA). CHEA - старейшей аккредитационной сети США, которой почти 80 лет. И наше вступление в эту сеть – еще один признак того, что АККОРК утвердился не только как российский, но и как международный отраслевой бренд. Мы рассматриваем данный факт не только как собственный успех, но и как успех отечественного образования.

Российский университет дружбы народов (РУДН) первым в России получил аккредитацию шести (!) образовательных программ по международным стандартам FIBAA, ведущего европейского аккредитационного агентства, специализирующегося на экспертизе качества и аккредитации образовательных программ. Стратегическим партнером FIBAA в России является АККОРК. FIBBA – первое в мире агентство по аккредитации, которое было основано не учебными заведениями, а работодателями, установившими нормы образования для выпускников. В настоящее время более 800 европейских университетов прошли аккредитацию FIBAA. Получение международной аккредитации РУДН – еще один практический шаг по решению проблемы нострификации, то есть установления эквивалентности образования и признания иностранных дипломов.

Ну и маленькое, я бы сказал, очень личное отступление. Нам очень приятно, что Владимир Дмитриевич Шадриков, председатель высшего экспертного совета аккредитационного агентства АККОРК, академик Российской академии образования, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Высшей школы экономики указом Президента России В. В. Путина награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Заслуги Владимира Дмитриевича перед отечественным образованием хорошо известны. Но мне бы хотелось подчеркнуть его огромный вклад в развитие системы независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

- Какой из реализованных проектов был, на Ваш взгляд, наиболее инновационным, не имевшим в вашей практике аналогов?

- Наверное, можно назвать в качестве такого не один, а целый комплекс проектов, включая те, что мы реализовали с международными партнерами. Кроме того, мы разработали и согласовали с Департаментом образования Москвы типовую модель системы менеджмента качества образования (СМКО), в полной мере соответствующую принципам Болонского процесса и европейским стандартам, учитывающую и такие процедуры, как независимый аудит, общественно-профессиональная аккредитация. В 2012 году мы провели широкомасштабную апробацию этой модели. Причем мы вышли за рамки начального профессионального образования: доработали модель СМКО в отношении высшего профессионального образования и провели целую серию апробаций в и вузах.

Впервые в России в Вятском государственном университете проводится тотальный аудит- оценка качества всех образовательных программ и индивидуальная оценка преподавателей. Вуз активно ведет работу по модернизации образовательного процесса. Комплексному анализу экспертов АККОРК подвергается финансово-хозяйственная, образовательная, научная и международная деятельность университета, анализируется распределение норм и нагрузок у преподавателей, выполнение планов по набору студентов и т. д. Всего проверка проходит более чем по 200 параметрам. Масштабный проект.

В заключение хотел бы сказать, что проведенная работа свидетельствует о главном – качество образования встало в повестку дня. Без этого невозможно развиваться. Надеюсь, что понимание всей важности обеспечения качества образования будет пронизывать всю работу вузов и колледжей. Уверен, что в аккредитационном агентстве АККОРК они найдут полную поддержку, и мы станем им надежным партнёром и помощником.