Профессиональная аккредитация образовательных программ индустрии гостеприимства27.09.11

27.09.2011 года состоялся круглый стол «Отраслевая аккредитация образовательных программ начального, среднего и высшего профильного образования индустрии гостеприимства». 
Модератор – вице-президент «Федерации рестораторов и отельеров», И.С. Карапетян. Докладчик - генеральный директор АККОРК, А.В. Белокопытов. Активное участие в дискуссии принимали: представители профильных колледжей и ВУЗов г.Москвы; Кравцова Лилия - первый заместитель директора, руководитель по научной деятельности и развитию НИИРПО.

Сотрудничество Федерации Рестораторов и Отельеров и АККОРК 
 Каким образом выстроить взаимодействие государства, колледжей, общества и бизнеса в системе оценки качества образования, сделать его эффективным и универсальным? Разговоры об этом шли на протяжении последних лет, и вот, Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) и Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК) в январе 2011 г. заключили Соглашение о сотрудничестве в сфере общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в отраслях ресторанного и гостиничного бизнеса. 

Цели системы аккредитации образовательных программ ФРиО 
 1. Повышение уровня профессиональных компетенций выпускников основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО, ВПО в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса с учетом требований отраслевых профессиональных стандартов; 
 2. Формирование эффективного механизма взаимодействия образовательных организаций и представителей рынка труда по вопросам оценки и развития качества образования с учетом актуальных запросов бизнеса. 
 3. Создание эффективного механизма демонстрации образовательными организациями ответственности и уровня качества образования перед заинтересованными сторонами в лице работодателей, государства, абитуриентов и студентов. 
 4. Формирование базы бенчмарок (лучших практик) в области подготовки отраслевых специалистов и обеспечения внутренних и внешних гарантий качества образования образовательными организациями. 
 5. Формирование информационно-аналитической базы для рейтингования программ в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса работодателями. Чем выше рейтинг в колледжа, тем больше людей хотят в нем учиться.

 Собственно говоря, эта деятельность успешно развивается во многих странах, но поскольку она касается такой социально значимой отрасли, как образование, нужно быть предельно внимательным, устанавливая правила контроля. 
 Именно поэтому Федерация выбрала АККОРК. Процедура независимой экспертизы в данном случае соответствует стандартам и рекомендациям ENQA, применяемых во всех странах Европейского союза для проведения типовых процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, тем более агентство АККОРК имеет большой опыт работы в этой сфере.
 Работодателей более всего интересуют профессиональные компетенции выпускников, и именно они рассматриваются как свидетельство качества образования, как фактор конкурентоспособности. Низкая квалификация персонала – одна из основных проблем развития индустрии гостеприимства в стране. Особенно важна в профессиональном образовании однородность формирования компетенций обучающихся — будущих сотрудников ресторанов и отелей. 
 Эти компетенции сформулированы и в госстандартах и в профессиональных стандартах индустрии питания. В них отражены необходимые требования к профессиональному уровню работников, требования рынка, а ведь именно колледжи обеспечивают кадрами действующие предприятия города Москвы. Сами профстандарты, которые учитываются при проведении экспертизы, соответствуют европейскому уровню, что повышает и статус профессии в целом. 
 В практике современной России профессиональные стандарты начали вводить в 2003 г. Пионером этого дела стала Федерация рестораторов и отельеров. 
 Профессиональные стандарты индустрии питания отражают требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников различных квалификационных уровней. Они разработаны с учетом современных подходов, принятых в экономически развитых странах, что обеспечивает международную сравнимость и сопоставимость требований к выполнению трудовых функций и квалификациям работников. 
 В основу профессиональных стандартов положен анализ трудовых функций, позволяющий последовательно и иерархично описать всю область профессиональной деятельности по квалификационным уровням. Такое описание позволяет разработать требования к каждому уровню квалификации, включая необходимое образование и обучение, требования к состоянию здоровья работников, условиям труда и т.д. 
 Описание трудовых функций и требований к их выполнению проводилось на основе опроса руководителей и работников предприятий питания. Обобщенные данные, полученные в ходе опросов, позволили выявить значимые и типичные функции, отражающие как текущие, так и перспективные требования к работникам. 
 Разработанные профессиональные стандарты обеспечивают поддержание единых требований к профессиональной деятельности и единый уровень качества труда независимо от места нахождения и типа предприятия. Требования профессиональных стандартов могут использованы в качестве критериев при формировании системы оценки и обеспечения качества профессионального образования. 
 На круглом столе также подробно рассматривались вопросы длительности аккредитации – как правило, это занимает несколько месяцев. Особенно участников круглого стола заинтересовал вопрос этапов экспертизы: 

 1. Семинар по методике внутреннего аудита качества образования (очный обучающий семинар) 
 2. Самообследование 
 3. Камеральный анализ экспертами АККОРК результатов самообследования и документации 
 4. Экспертный визит 
 5. Подготовка экспертных заключений

 Первым колледжем, получившим общественно-профессиональную аккредитацию ФРиО, стал ГОУ СПО «Технологический колледж №14».  Образовательные программы Технологического колледжа №14, представленные к аккредитации ФРиО: 101105 «Гостиничный сервис», 260502 «Технология продукции общественного питания», 34.2 «Повар, кондитер».