Роль стандартов и рекомендаций Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA) в достижении целей Болонского процесса

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. При этом Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации.

Основные цели Болонского процесса:

  • Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.
  • Повышение качества образования.
  • Обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов и ресурсы для обеспечения образовательной деятельности.
  • Достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования.
  • Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала европейских стран; повышение престижности европейской высшей школы в мире.
  • Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, в свою очередь, содержит семь ключевых положений:

  • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования.
  • Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон: представителей академического сообщества, государства, студентов и работодателей.
  • Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • Введение двухуровнего обучения: бакалавриат и магистратура.
  • Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу была принята ECTS (EuropeanCreditTransferSystem) — накопительная система оценок для достижения целей концепции «обучение в течение всей жизни».
  • Развитие мобильности учащихся, ППС и других категорий работников сферы образования путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Разработка и внедрение стандартов транснационального образования.
  • Поддержание и развитие традиционного европейского подхода к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Одна из ключевых целей Болонского процесса — интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании и создать систему общеевропейского сотрудничества в области обеспечения гарантий качества образования. Для этих целей в 2000 году странами-участниками Болонского соглашения была создана Европейская сеть гарантий качества в высшем образовании — European Network for Quality Assurance in Higher Education (сокращенно ENQA). Сама идея Ассоциации зародилась в рамках осуществления Европейского пилотного проекта по оценке качества высшего образования (1994–95 гг.), который показал полезность обмена опытом в области гарантий качества высшего образования. Как следствие, идея была поддержана Рекомендациями Совета Европы (98/561/ EC от 24.9.1998 г.) по европейскому сотрудничеству в области гарантий качества образования, а также рекомендациями Болонской декларации (1999 г.).

В марте 2000 г. Генеральная Ассамблея ENQA приняла нормативные акты и план действий и с этого момента стала основной организацией в Европе, координирующей работу по обеспечению качества и гарантий качества высшего образования в рамках Болонского процесса. В ноябре 2004 г. Генеральная Ассамблея ENQA преобразовала Европейскую сеть в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования — слово «Network» в названии было изменено на «Association». Также ENQA является членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) с правом совещательного голоса.

Основные задачи ENQA:

  • Поддерживать и развивать обмен информацией и опытом в сфере гарантий качества образования, особенно в области методологических исследований и обмена лучшей практикой.
  • Способствовать развитию системы независимых агентств гарантий качества и независимых аккредитационных агентств в сфере образования.
  • Содействовать развитию процедур гарантии качества в области транснационального европейского высшего образования.
  • Проводить независимые экспертизы по запросу европейских министров образования, национальных и региональных органов государственной власти или других организаций, работающих в рамках Болонского процесса.
  • Функционировать как политический форум, разрабатывающий и утверждающий стандарты, процедуры и руководства в области гарантии качества для последующего внедрения в образовательные системы стран-участниц Болонского процесса.
  • Вносить вклад в создание единого европейского пространства высшего образования.

В Берлинском коммюнике 19 сентября 2003 г. министры образования стран, подписавших Болонскую декларацию, поручили ENQA при сотрудничестве с EUA, EURASHE и ESIB «разработать согласованный набор стандартов, процедур и директив по гарантиям качества образования» и «исследовать возможности создания независимой системы контроля качества деятельности аккредитационных агентств или организаций». Выполняя данное поручение, ENQA опубликовало «Стандарты и рекомендации для независимых агентств гарантии качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования», или так называемые EuropeanStandardsandGuidelines (ESG). Необходимо отметить, что указанный документ был одобрен министрами образования в г. Берген (Норвегия) в мае 2005 г.

В 2007 г. Совет ENQA принял решение о присвоении российскому независимому аккредитационному агентству — Агентству по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) — ассоциированного статуса в ENQA.

Миссия, цели, задачи и практическая деятельность АККОРК полностью отвечают миссии и ключевым целям ENQA, а также требованиям, предъявляемым ENQA к аккредитационным агентствам. Сотрудники и эксперты АККОРК принимают активное участие во всех конференциях, семинарах и круглых столах, организуемых ENQA с целью обмена опытом и лучшими практиками в сфере обеспечения качества и гарантий качества образования. Председатель Аккредитационного совета АККОРК Юрий Борисович Рубин принимает участие в ежегодной Генеральной ассамблее ENQA, в рамках которой утверждается годовой план мероприятий ENQAи обсуждается стратегия развития общеевропейской системы обеспечения качества и гарантий качества образования. При этом АККОРК учитывает российские реалии рынка образовательных услуг и рынка труда, вследствие этого экспертизы АККОРК являются эффективным инструментом, используемым руководством образовательного учреждения по устранению проблемных зон и «узких мест» в обеспечении качества и гарантий качества образования и выявления ресурсных зон развития и укрепления конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Значительный практический опыт и мультистандартный подход АККОРК, в свою очередь, позволяют использовать результаты экспертизы АККОРК не только вузами и колледжами, но и работодателями и государственными учреждениями.


В России существуют процедуры государственной и негосударственной аккредитации.

 

С 1 января 2011 законодательство РФ предусматривает общественно и общественно - профессиональную аккредитацию.

Государственная аккредитация организуется и осуществляется органами управления образованием РФ. Общественная и общественно - профессиональная аккредитация осуществляется: российскими, иностранными и международными образовательными, научными, общественными организациями.

В документах Болонского процесса термины государственная, общественная и общественно - профессиональная аккредитация не применяются. Базовыми определениями являются независимая оценка качества образования и независимая аккредитация. По смыслу явления именно общественная (общественно-профессиональная) аккредитация является наиболее подходящим российским эквивалентом понятия независимая аккредитация.

АККОРК является агентством по проведению независимой оценки качества образования на программном и институциональном уровнях и общественной аккредитации, участвует в процедурах профессионально-общественной аккредитации.

В России и государственная и общественно (общественно-профессиональная) аккредитация являются добровольными процедурами. Образовательные учреждения СПО ВПО и ДПО не обязаны по закону проходить ни государственную, ни общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию. Обязательной процедурой на территории Российской Федерации является лицензирование образовательной деятельности.

Вместе с тем для образовательного учреждения желательно регулярное прохождение процедур как государственной так и общественно (общественно-профессиональной) аккредитации, внешней независимой оценки качества образования.

В соответствии с законодательством РФ экспертные заключения по результатам процедуры негосударственной аккредитации рассматриваются в ходе процедур государственной аккредитации.

Следует также отметить, что в соответствии с законодательством к проведению мероприятий по: государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании, контролю за соблюдением лицензионных требований и условий, государственному контролю качества образования привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. АККОРК 8 июля 2011 года получил соответствующую аккредитацию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.