Евгений Бойко: «Развитие внешнего образовательного аудита обусловлено общественным мнением»
Высоко оценивая значение общественно-профессиональной оценки качества образования, ректор Сибирской академии государственной службы Евгений Бойко с сожалением констатирует факт неготовности общества к глубокому осознанию роли внешнего образовательного аудита в развитии системы образования. Впрочем, по его мнению, в ближайшие годы ситуация может кардинально измениться.
— Евгений Александрович, как вы оцениваете на сегодняшний день роль общественно-профессиональной оценки качества образования в России?
— Общественно-профессиональная оценка качества образования в России была предусмотрена еще в первом варианте Закона «Об образовании» в 1992г. Однако механизмы такой оценки длительное время не удавалось создать по многим причинам. Во-первых, это отсутствие профессиональных сообществ, которые проводят такую оценку за рубежом. У существующих в России разнопрофильных ассоциации работодателей другие задачи, они до сих пор не готовы к оценке качества профессионального образования. Во-вторых, это государственная монополия на оценку качества образования. В настоящее время ситуация меняется, но становление системы общественно-профессиональной оценки качества образования проходит непросто. Потенциальным участникам: вузам, работодателям, общественным организациям — пока непонятна роль этой оценки и возможность ее влияния на изменения в профессиональном образовании.
— Каковы были предпосылки Вашего сотрудничества с АККОРК? Как определялись цели и задачи такого взаимодействия?
Начало сотрудничеству было положено в ноябре 2007 г., когда руководство Агентства предложило провести на базе СибАГС семинар в рамках специального расширенного заседания совета ректоров Новосибирской области. Председатель совета ректоров, ректор Новосибирского государственного технического университета Н.В.Пустовой поддержал это предложение. В ходе визита руководителей АККОРК было достигнуто соглашение о создании на базе СибАГС регионального отделения АККОРК по Сибирскому федеральному округу. В качестве основных задач определены следующие: содействие созданию региональной общественно-профессиональной системы оценки качества образования; организация подготовки экспертов для проведения образовательного аудита в вузах; организация участия вузов округа в эксперименте по апробации механизмов взаимодействия государственной и общественно-профессиональной системы оценки качества образования. Мы считаем, что в рамках проводимого эксперимента вузы получают возможность получить независимую оценку гарантий качества образования и довести результаты до сведения общественности. В ходе стандартных процедур государственной аккредитации эти цели не достигаются.
Мы предложили руководству АККОРК заключить соглашения о сотрудничестве с влиятельными общественными организациями округа: Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий (МАРП) и Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение». Обе организации выразили готовность взаимодействовать с АККОРК и с региональным отделением по вопросам качества профессионального образования.
Кроме того, в общественно-профессиональной оценке качества образования заинтересован совет директоров учреждений среднего профессионального образования, и в этом направлении уже сделаны первые шаги. АККОРК принимал участие в подготовке к государственной аккредитации двух ссузов.
— Расскажите подробнее о процедурах образовательного аудита, проводимых Агентством. В течение какого периода длится работа с вузом, как строится работа экспертов, их взаимодействие с администрацией и преподавателями?
— В 2008 году рамках договора проректор по учебной работе Е.А.Музыченко и начальник отдела качества В.Н.Меньшова участвовали в образовательном аудите АККОРК по заказу Государственного университета управления, изучали опыт работы ГУУ в области качества образования.
Для СибАГС существенное значение имеют программы дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации в Межрегиональном центре повышения квалификации (МЦПК) осуществляется по профилю специальностей, на которые у Академии есть соответствующие лицензии. Общая численность прошедших повышение квалификации в Межрегиональном центре повышения квалификации (МЦПК) СибАГС за период 1992 года по 2008 гг. составила 33896 человек. За последние 3 года ежегодно повышали квалификацию в среднем более 4000 человек. В 2008 году доля государственных и муниципальных служащих составила 88% от общей численности, прошедших повышение квалификации. Среди них 52% обучались по профилю «Государственное и муниципальное управление», 14% — «Юриспруденция», 15% — «Финансы и кредит», 14% — «Управление персоналом».
С начала 2009 года МЦПК перестраивает учебный процесс, корректирует программы повышения квалификации и вносит изменения в методику проведения занятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ» от 6 мая 2008 года № 362.
В целях анализа очень важного для СибАГС направления образовательной деятельности — повышения квалификации государственных и муниципальных служащих был заключен договор с АККОРК и в апреле 2009 г. проведен внешний аудит образовательных программ. В качестве экспертов аудит проводили генеральный директор АККОРК В.А.Самойлов и директор института управления и права ГУУ Г.Р.Латфуллин.
Приглашение специалистов АККОРК для образовательного аудита программ дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих в 2009г., в том числе программ повышения квалификации по дистанционной технологии, дало возможность совместить внутреннюю оценку с внешней. Критерии оценки определены как федеральными нормативными правовыми документами (Указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных служащих РФ», 2008г.), так и внутренними локальными актами.
— Оценивалось ли в рамках образовательного аудита сотрудничество вуза с работодателями?
— Поскольку образовательный аудит проводился по программам повышения квалификации, то в сфере внимания экспертов было взаимодействие с работодателями-заказчиками. В последние годы это взаимодействие стало сложнее, так как повышение квалификации государственных и муниципальных служащих организуется в рамках действия Федерального закона №
— Как можно сопоставить процедуры образовательного аудита с процедурами оценки качества образования в рамках государственной аккредитации?
— Основное отличие — разные подходы. В процессе государственной аккредитации внимание в первую очередь уделяется оценке соответствия действующим требованиям, и в последние годы сохраняется тенденция к преобладанию количественных характеристик. Образовательный аудит в духе Болонского процесса подразумевает анализ того, что и как делает вуз для обеспечения гарантий качества образования. Недостаток процедур государственной аккредитации — приведение вузов «к одному знаменателю». На аккредитационной коллегии совершенно теряется специфика вуза, его достижения, рассматривается только соответствие/несоответствие. Большой вуз или маленький, динамично развивающийся или консервативный, имеющий яркие достижения или поддерживающий когда-то достигнутый уровень, проявляющий приверженность к качеству или формально построивший СМК — все это остается за кадром. В рамках образовательного аудита отмечаются все основные действия вуза, обеспечивающие и гарантирующие качество образования. При этом очень важно, что вузы могут достигать высоких результатов разными способами, за счет развития разных направлений деятельности.
Каковы итоги сотрудничества Академии с АККОРК?
— 9 и 10 июня 2009 г. на базе СибАГС прошел семинар по подготовке экспертов АККОРК для образовательного аудита в Сибирском федеральном округе по теме «Общественно-образовательная оценка качества образования (образовательный аудит)». Семинар проводили В.А.Самойлов и заместитель генерального директора АККОРК А.А.Коваленко. Программа включала очный этап обучения и выполнение выпускной работы. На очном этапе рассматривались и обсуждались такие вопросы, как системы профессиональной образовательной аккредитации: мировой опыт и российская практика, нормативные документы АККОРК, процедуры и критерии внешней оценки, технология проведения образовательного аудита, структура и содержание отчета о проведении образовательного аудита вуза в целом и отдельной образовательной программы и т.п. В семинаре приняли участие 27 человек из 10 вузов Сибирского федерального округа и 3 ссузов. Полностью завершили обучение по программе и получили сертификат эксперта 11 человек, из них 5 — сотрудники СибАГС.
— Как вы видите тенденции развития общественно-профессиональной оценки качества образования в России в ближайшем будущем?
— Активное развитие общественно-профессиональной оценки качества образования возможно при нескольких условиях. Во-первых, необходимо на государственном уровне определить место и роль этих процедур. Будут ли они учитываться при государственной аккредитации? Если будут, то как? Во-вторых, нужно подготовить достаточное число экспертов. Эксперты, которые имеют опыт только в рамках государственной аккредитации, не смогут без специальной подготовки качественно осуществлять образовательный аудит. В третьих, пока нет признанных государством и обществом организаций, которым вузы будут доверять проведение образовательного аудита, важно выработать процедуры их признания. И, наконец, нужна подготовка общественного мнения. Пока можно констатировать общую неготовность к образовательному аудиту. Поэтому мы видим одной из важнейших задач нашего регионального отделения формирование общественного мнения и подготовку экспертов, в том числе из числа представителей работодателей и общественных организаций.
Следует отметить, что в новых государственных образовательных стандартах вводится ответственность ректоров и проректоров вузов за качество подготовки выпускников и результаты обучения. Поэтому очень важно выполнить одно из основных требований Болонского процесса по внутренней оценке — внедрить механизмы внутренней оценки качества и лучше подготовиться к внешней оценке. Образовательный аудит как раз содействует становлению и развитию внутривузовской системы качества образования. Однако процесс становления общественно-профессиональной оценки качества образования, скорее всего, будет непростым и небыстрым.
журнал "Качество образования", №7-8, июль-август 2009