Повышение конкурентоспособности через признание профессионалов
Можно ли в заочном образовании достигнуть и поддерживать высокий уровень качества? Да, — считает ректор Северо-Западного государственного заочного технического университета Александр Кондратьев. Такая форма образования нередко является преимущественной для удовлетворения кадровых потребностей отдельных предприятий и целых регионов, а эффективное использование современных технологий позволяют сделать заочное обучение по-настоящему полноценным.
— Александр Андреевич, в чем заключается специфика оценки качества образования для заочного университета?
— На этот вопрос сложно ответить в двух словах. Строго говоря, качество образования, как конечный продукт деятельности любого вуза, не должен зависеть от формы обучения студентов, которую традиционно делят на очную, очно-заочную (вечернюю) и заочную. Однако система оценок качества образования, на наш взгляд, все же должна учитывать специфику заочного университета, ориентированного на безотрывное обучение, когда человек может получать образование, не прерывая свою трудовую деятельность. Для нашего вуза эта специфика связана с особенностью тех задач, которые решает СЗТУ по поддержанию и развитию системы кадрового обеспечения предприятий на Северо-Западе страны.
Качество учебного процесса мы связываем не только с выполнением требований действующих образовательных стандартов, но и с конечной целью образовательной деятельности вуза как поставщика инженерно-технических кадров, способных придать инновационный импульс отечественным производителям. Иными словами, являясь государственным вузом, мы рассматриваем образовательные цели как «производные» от целей инновационной и социально-демографической политики государства, которую невозможно реализовать без эффективного механизма формирования и, особенно, развития кадрового потенциала промышленных кластеров в местах их функционирования.
Такой подход полностью согласуется с положениями базового доклада Министерства образования и науки РФ «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика России» и положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которые определяют, что модернизация экономики должна идти по пути развития высокотехнологичных производств и эффективного встраивания инновационных решений в существующие производственные и технологические структуры.
Реализуя современную модель безотрывного обучения, мы исходим из того, что образовательная политика заочного технического университета должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных стратегических задач. Первая задача — наращивание в регионах кадрового потенциала промышленных производств путем повышения качества и доступности образования. Вторая задача — обеспечение населению регионов гарантий занятости и возможности повышения социального статуса путем создания условий для планирования и реализации деловой карьеры через механизм безотрывного обучения.
Таким образом, специфика задач заочного университета диктует необходимость их учета при комплексной оценке как самого вуза на «микроинституциональном» уровне, так и системы заочного образования в целом. Принимая во внимание мировые тренды в образовании и реалии российской трансформирующейся экономики, мы стремимся на практике создать новый тип заочного вуза, отвечающего требованиям времени и органично вписывающегося в современную модель высшего образования. Это заставляет нас последовательно отстаивать идею дифференцированного подхода к регламентации деятельности вузов с очной и заочной формой обучения, включая вопросы аккредитации. Социально-экономические факторы все более настоятельно требуют сформировать для заочно ориентированного университета адекватную систему аккредитационных показателей, которая несколько бы отличалась от применяемой к вузам с очно-дневной формой обучения и ставила во главу угла критерий полезности университета для региональной экономики.
На наш взгляд, эффективное достижение образовательных целей в системе заочного образования сегодня невозможно без институционального регулирования механизма безотрывной подготовки со стороны государства и подтверждения целесообразности такого регулирования со стороны общественно-профессиональных организаций и бизнеса.
— Как строится работа по проведению внутреннего образовательного аудита в вашем вузе?
— Внутренний образовательный аудит мы рассматриваем, прежде всего, как инструмент, позволяющий повысить качество образования, на практике внедрить компетентностный подход при обучении студентов. В университете аудит осуществляется на постоянной основе в различных направлениях. Система внутреннего аудита, как и система управления в целом, построена по матричной схеме, в ней участвуют, с одной стороны, ректорат и руководители учебных структур, с другой — функциональные подразделения и службы университета. Такой подход позволил, в частности, опираясь на собственный отдел качества, подготовить к внешнему аудиту университетскую систему менеджмента качества. В настоящее время известная в России ассоциация по сертификации систем менеджмента организаций проводит сертификационный аудит системы менеджмента СЗТУ.
Важнейшей составляющей внутреннего аудита мы считаем мониторинг и оценку эффективности нашей модели безотрывной подготовки кадров для реального сектора экономики. Образовательный аудит нам необходим при экспериментальной апробации новых элементов модернизируемой системы обучения.
В настоящее время основной задачей как внутреннего, так и внешнего аудита является подготовка университета к государственной аккредитации, которая состоится в 2010 году. Одним из результатов внутренней работы стал отчет о самообследовании и модуль сбора данных о вузе.
— Как вы оцениваете на сегодняшний день роль внешней общественно-профессиональной оценки качества образования в России?
— В мировой практике оценка качества образования независимыми экспертными сообществами является механизмом подтверждения общественно-профессионального статуса образовательного учреждения, способом повышения его конкурентоспособности через признание профессионалов. Появление такого механизма в России является одним из результатов реформирования системы высшего образования. Независимая экспертная оценка может органично дополнять государственную экспертизу качества образования в вузе, не заменяя последнюю, а делая принятие решения государственным аккредитационным органом более обоснованным.
По нашему мнению, развитие института внешней общественно-профессиональной экспертизы, наряду с внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов, будет способствовать формированию эффективного рыночного механизма согласования предложения вузов и спроса работодателей на продукты образовательной деятельности. Это позволит устранить существующие диспропорции в структуре и качестве выпускников по отношению к потребностям экономики, сформировать эффективную систему кадрового обеспечения инновационного развития не только прорывных высокотехнологичных отраслей, но всего реального сектора российской экономики.
С другой стороны, доброжелательная работа экспертов независимого агентства дает возможность вузу объективно увидеть себя «со стороны», лучше понять свои сильные и слабые стороны, выработать рациональную стратегию дальнейшего развития.
— Каковы были предпосылки Вашего сотрудничества с АККОРК? Как определялись цели и задачи такого взаимодействия?
— Сотрудничество СЗТУ с АККОРК началось после того, как мы провели маркетинговый анализ рынка экспертных сообществ и получили представление о профессиональном уровне организаций, работающих сегодня в этой сфере. Свою роль в этом сыграл и журнал «Качество образования». Выбор АККОРК был обусловлен высоким престижем Агенства как органа общественно-профессиональной экспертизы и теми задачами, которые нашему вузу предстоит решить в ближайшее время.
Сейчас мы решаем две основные задачи: во-первых, подтвердить по аккредитационным показателям государственный статус университета и уровень реализуемых образовательных программ, и во-вторых, защитить свою «фирменную» модель безотрывного обучения работающих людей для предприятий и организаций реального сектора.
Если первая задача для нас скорее носит тактический характер, и мы к ней начали интенсивно готовиться по существу сразу после предыдущей комплексной оценки своей деятельности Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то вторая задача для нас, как заочного политехнического вуза, является стратегической.
Совершенствование безотрывной системы обучения в распределенной образовательной среде применительно к инженерно-техническим и управленческим специальностям стало ядром принятой решением Ученого совета в 2007 г. стратегии развития СЗТУ и среднесрочной программы развития университета. Реализуемая нами на практике современная модель заочного технического образования опирается на научные исследования, проводимые в содружестве с Институтом образования взрослых РАО — базовой организацией государств-участников СНГ по образованию взрослых. С этой целью мы создали совместную лабораторию, которая занимается исследованием и разработкой инновационных технологий безотрывной подготовки кадров для реального сектора экономики в системе непрерывного образования взрослых. Основной предпосылкой нашего сотрудничества с АККОРК стало стремление получить всестороннюю экспертную оценку университетской образовательной среды на этапе ее государственной аккредитации, чтобы более эффективно решать вопросы повышения качества образования и конкурентоспособности наших выпускников.
Учитывая специфику безотрывного обучения в сфере инженерно-технической подготовки и особую роль университета в экономике региона по обеспечению развития кадрового потенциала производственной сферы, мы приняли решение пройти аудит еще одной авторитетной и профильной для нас общественной организации — Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП).
— Каким образом строится работа АККОРК с вузом? В чем заключается специфика процедур образовательного аудита, проводимых Агентством?
— Агентство АККОРК только начало свою работу в нашем университете. Один из руководителей агентства В.А.Самойлов встретился с коллективом университета и ректоратом, рассказал о принципах и процедурах проведения внешнего образовательного аудита, его целях и задачах. В свою очередь, мы познакомили руководителя экспертной группы с нашей концепцией безотрывной подготовки, особенностями ее научно-методического обеспечения, стратегией и программой развития университета на среднесрочную перспективу, достигнутыми успехами и объективными трудностями, возникающими в процессе их реализации. Каждый проектор доложил о направлениях своей деятельности, динамике изменений за последние годы.
В ходе знакомства с университетом Вячеслав Александрович изучил отчет по самообследованию, посетил несколько учебных лабораторий, библиотеку и медиатеку, которая у нас одна из лучших среди вузов, другие подразделения, получил представление об используемых в СЗТУ инновационных образовательных технологиях, особенностях ведения занятий с удаленными аудиториями. На следующем этапе в работу вступили профессиональные эксперты, которые более детально оценят эффективность образовательного процесса по аккредитуемым программам.
Отличительной чертой нашего взаимодействия является открытость, поскольку мы рассматриваем образовательный аудит еще и как возможность более тщательно подготовиться к государственной аккредитации, выявить с помощью аудиторов и устранить факторы, мешающие нашему развитию.
Мы предполагаем в дальнейшем развивать наше сотрудничество с АККОРК. После прохождения государственной аккредитации мы намерены осуществлять с помощью агентства регулярный мониторинг результатов нашей образовательной деятельности.
— Ваше мнение о критериях, используемых экспертами АККОРК при оценке качества деятельности вуза.
— Подход, который исповедует АККОРК при аудите вуза, был одной из главных причин выбора нами именно этого агентства. АККОРК использует гибкую систему критериев, которая, с одной стороны, охватывает и детализирует критерии и показатели, применяемые при государственной аккредитации университета и его образовательных программ, а с другой стороны, тесно соотносится с критериями, применяемыми ведущими независимыми международными агентствами в сфере инженерного образования. Для нас было важно, что АККОРК является членом Международной сети агентств гарантии качества высшего образования (INQAAHE), ассоциирована в Европейскую и Азиатско-тихоокеанскую сети гарантий качества (ENQA, APQN).
Анализ образовательной деятельности университета АККОРК осуществляет на двух уровнях: программном и институциональном. На программном уровне оценивается качество образования по уровню компетентности выпускников и их готовности применять достижения науки, техники и технологий в сфере профессиональной деятельности. Интегральная оценка качества получается путем усреднения оценок качества всех образовательных программ (ОП), что по сути своей отражает рейтинг университета, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а значит, и эффективность работы ректората.
Кроме того, оцениваются гарантии качества образования. Критериями гарантий качества на уровне отдельной ОП выступают: содержание программ дисциплин, практик и аттестаций, качество преподавательского состава, использование в учебном процессе результатов научных исследований, характер технологий и методик образовательной деятельности, система управления реализацией ОП.
На институциональном уровне оценка гарантий качества образования дается на основе изучения миссии университета, его стратегии и образовательной политики, оценки образовательных ресурсов вуза, его материально-технической базы, системы управления, финансовой устойчивости и интегрированности вуза в экономику региона.
Данная система оценочных критериев основывается на европейских стандартах ENQA и согласуется с государственной системой аккредитационных показателей.
— Как оценивалось в ходе сотрудничества с Агентством использование технологий e-learning в вузе, взаимодействие университета с работодателями?
— Вопросы применения технологий e-learning, как и взаимодействие с работодателями, являются для нас чрезвычайно актуальными, поскольку именно они лежат в основе реализуемой нами модели безотрывного образования. Постараюсь в нескольких словах очертить, в чем суть этой модели и на чем она основывается.
Совершенно очевидно, что постиндустриальная эпоха изменила представление о роли и месте образования в жизни человека и общества. Парадигма «образование на всю жизнь», так или иначе, уступает место парадигме «образование на протяжении всей жизни». Под влиянием мировых трендов в отечественной системе образования формируется новая, технологически более разнообразная образовательная среда. Одним из ее проявлений является внедрение технологий e-learning. Это объективный процесс, который можно игнорировать, но нельзя отменить, а лучше всего грамотно использовать для ускорения инновационных преобразований.
В то же время в реальном секторе российской экономики налицо проблема нехватки профессиональных кадров, которая усложняется демографическими провалами и падением престижа инженерных и рабочих профессий среди молодежи. Это приводит к тому, что во многих случаях основным источником развития кадрового потенциала промышленных предприятий на ближайшую перспективу становятся не вчерашние школьники, а взрослые люди, которые стремятся получить высшее или дополнительное образование без отрыва от производства. Особенно остро эта проблема стоит для промышленных кластеров, удаленных от крупных мегаполисов.
Таким образом, с одной стороны, прогресс в области инфокоммуникаций дает нам все более совершенные образовательные технологии для работы с удаленными аудиториями, с другой стороны, в силу объективных причин усиливается спрос на безотрывное образование со стороны потребителей образовательных услуг. Спрос на e-learning и соответствующее предложение формируют особый сегмент на рынке образовательных услуг, который быстро расширяется, особенно в области социально-гуманитарных знаний.
Однако есть существенная разница при обучении гуманитарным и техническим специальностям. Техническая компонента предполагает приобретение профессиональных навыков работы с приборами и технологическим оборудованием, проведение инженерных экспериментов. Решением этой проблемы является частичная виртуализация лабораторного практикума, замена физических моделей компьютерными. Противники этого приводят аргументы, которые нельзя сбрасывать со счетов, равно как и нельзя отвергать тот факт, что современные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют проводить все виды занятий «на расстоянии» с достаточно высоким качеством.
Целесообразность применения e-learning в инженерном образовании сегодня подтверждают ведущие технические университеты и специализированные ресурсные центры. СЗТУ, в отличие от других вузов, уже без малого 80 лет специализируется на заочном обучении, причем делает это не фрагментарно, а системно. Мы не только внедряем новые образовательные технологии, но и разрабатываем соответствующее учебно-методическое, педагогическое, информационное и другие виды обеспечения.
Наша образовательная модель сочетает два принципиально разных методологических подхода к обучению: фундаментальный, в основе которого лежат лучшие традиции отечественной школы подготовки инженерных кадров, и проблемно-ориентированный подход, опирающийся на идеологию «полезного знания», которое сфокусировано на корпоративной конкретике и конечном результате. Технологически наша модель безотрывной подготовки базируется на рациональном сочетании e-learning и традиционных для заочного обучения образовательных технологий, комбинируя их в зависимости от содержания дисциплин, запросов обучаемых, ресурсных возможностей кафедр и других факторов.
Свои наработки в области создания интегрированной образовательной среды мы регулярно демонстрируем на форумах в Москве, Санкт-Петербурге, за рубежом. За последние несколько лет неоднократно получали медали, дипломы и грамоты, побеждали в конкурсах инновационных образовательных проектов. Определенным признанием нашей работы можно считать факт вступления СЗТУ в Международный совет по открытому и дистанционному обучению (ICDE).
Проблема состоит в том, что в e-learning отсутствуют стандарты. В существующей системе аккредитационных показателей никак не отражается специфика заочного обучения с использованием электронных образовательных технологий, ориентированного на потребности реального сектора экономики. Отсутствие нормативно-правового регулирования тормозит развитие этой безусловно прогрессивной формы получения образования. Надеемся, что в сотрудничестве с АККОРК нам удастся добиться подвижек в этом вопросе.
— Как вы видите тенденции развития общественно-профессиональной оценки качества образования в России в ближайшем будущем?
— В модернизируемой государством системе высшего образования институт общественно-профессиональной оценки качества образования является, на наш взгляд, тем элементом, который сделает обновленную систему более целостной и эффективной.
Очевидно, в период реформирования и адаптации образовательной системы к запросам общества и бизнеса главной функцией органов общественно-профессиональной экспертизы должен стать именно образовательный аудит, а не аккредитация. Процесс интеграции общественной и государственной систем оценки качества будет развиваться по мере повышения гарантий качества образования на всех уровнях оценивания.
Если вузы смогут ощутить реальную пользу от взаимодействия с органами общественно-профессионального аудита, значимость для них независимой внешней экспертизы качества образования будет возрастать.