Николай Кузнецов: «…Вузы, которые осознают эту истину, всегда будут конкурентоспособны»
В рамках традиционной для журнала «КО» темы внешнего образовательного аудита редакция обратилась к ректору Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Николаю Кузнецову с просьбой рассказать об опыте прохождения вузом процедуры общественно-профессиональной оценки и высказать свое мнение о путях развития системы контроля качества образования в России.
— Ваш взгляд на изменения, происходящие сегодня в сфере контроля качества образования? Как Вы оцениваете на сегодняшний день роль общественно-профессиональной оценки качества образования в России?
— В настоящее время роль общественно-профессиональной оценки качества образования в России, на наш взгляд, в целом ещё недостаточно высока по сравнению с большинством развитых стран мира. Действующая система показателей оценки качества образования (аккредитационные показатели) не вполне соответствует требованиям времени, поскольку создана была достаточно давно. Основной импульс для развития высшего образования сегодня исходит от профессиональных сообществ. Изменения, происходящие в сфере контроля качества образования, позволят обеспечить тесную связь системы образования с рынком труда. В мировой практике образовательные программы создаются на основании квалификационных требований, сформулированных работодателями. ФГОС ВПО ориентированы на построение компетентностной модели выпускника — часть компетенций в них заложена разработчиками (общеобязательный минимум, который позволит сформировать выпускника как личность), однако оставлено широкое поле для «адаптации» выпускника к требованиям региональных работодателей. Оценить эту «вариативную» часть образовательной программы и призваны общественно-профессиональные организации, поскольку Болонская декларация — это не только двухуровневая система подготовки кадров, но и развитые институты общественной и профессиональной оценки качества образования. В рамках Болонского процесса разработан перечень стандартов и директив, которые должны применяться общественно-профессиональными организациями для оценки качества образования в России.
— Каковы были предпосылки Вашего решения о проведении внешнего образовательного аудита вуза? Как определялись его цели и задачи?
— В условиях интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство в целом, и ввиду предстоящей государственной аккредитации вуза в частности, возникла необходимость в независимой оценке качества образования. Именно внешний аудит позволяет получить квалифицированную и всестороннюю оценку текущего уровня подготовки выпускников и выяснить, соответствует ли вуз ожиданиям общества в том, что касается ведения деятельности в сфере высшего профессионального образования.
Цели и задачи образовательного аудита состояли в том, чтобы:
- принять превентивные меры по повышению качества учебного процесса;
- подготовиться к аккредитации реализуемых в университете специальностей и направлений подготовки;
- гарантировать студентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам свободный доступ к понятной, надежной и важной информации о том, в какой степени предлагаемые вузом курсы и программы соответствуют ожиданиям общества в отношении качества образования и соответствия стандартам;
- получить рекомендации, направленные на повышение качества реализуемых программ и курсов;
- подтвердить отчетность вуза перед обществом за использование ресурсов, выделенных из различных источников.
— Почему вы решили сотрудничать именно с АККОРК?
— Мы остановили свой выбор на АККОРК, так как в настоящее время Агентство является лидером в сфере внешней независимой оценки качества образования, образовательного консалтинга и аудита в России. Кроме того, в пользу АККОРК говорит его членство в таких авторитетных международных сетях, как ENQA (Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования), INQAAHE (Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании), APQN (Азиатско-тихоокеанская сеть по гарантии качества), EFQUEL (Европейский фонд гарантии качества e-learning). Сотрудничая с АККОРК, мы в свою очередь также прикоснулись к созданию и развитию нового механизма управления и контроля российской системы высшего образования.
— Расскажите подробнее о процедурах образовательного аудита, проводимых Агентством. В течение какого периода длится работа с вузом, как строится работа экспертов, их взаимодействие с администрацией и преподавателями?
— Эксперты АККОРК в течение нескольких месяцев проводили работу по аудиту качества образования в нашем университете. Проведение образовательного аудита вуза координировал представитель Агентства, который консультировал вуз по вопросам, связанным с подготовкой к визиту экспертов, встречался с администрацией вуза и студентами, определяя объём предполагаемых работ и механизм взаимодействия Агентства, экспертов и вуза. Он также консультировал экспертов во время их подготовки к работе в вузе и в процессе самого аудита. Представитель также проводил проверку достоверности и предварительный анализ данных, полученных экспертами.
После определения списка проверяемых предметных областей, Агентство определило предварительный состав группы экспертов, и за 10 недель до проведения образовательного аудита согласовало с вузом состав группы экспертов. За 8 недель до приезда экспертов вуз представил в Агентство пакет исходных документов для образовательного аудита.
Работа экспертов непосредственно в самом вузе заняла 5 рабочих дней. Программа образовательного аудита, помимо встреч со штатными сотрудниками и студентами, включала:
- исследование подхода вуза к гарантии качества;
- исследование связи между различными процедурами, принятыми в вузе, и работой вуза на уровне программ и отдельных дисциплин, при этом особое внимание обращалось на эффективность внутренних проверок программ и присуждаемых квалификаций;
- рассмотрение дисциплин, выбранных для экспертизы, и отдельных аспектов деятельности вуза в целом, которое включало плановые дискуссии со штатными сотрудниками вуза, а также анализ ряда примеров того, как выполняются процедуры оценки знаний студентов (при аудите дисциплин);
- рассмотрение степени точности, надежности и полноты информации, которая предназначена для публикации и распространения среди студентов и других заинтересованных сторон.
Через две недели после окончания работы в вузе Агентство направило руководству университета отчёт, в котором содержались основные выводы, сделанные в ходе экспертной проверки, а также приводились рекомендации, направленные на исправление недостатков. Хотелось бы отметить, что в процессе осуществления образовательного аудита мы смогли выявить те сферы деятельности, которые требуют особого внимания, и наметить ориентиры будущего развития.
— Оценивается ли в рамках образовательного аудита сотрудничество вуза с работодателями и мероприятия по трудоустройству выпускников?
— Востребованность выпускников на рынке труда, с точки зрения АККОРК, — главная оценка уровня итоговых компетенций. В связи с этим эксперты АККОРК выяснили:
- каково количество выпускников, состоящих на учете в службе занятости;
- как складывается карьера у выпускников вуза по профилю подготовки;
- работают ли выпускники вуза за границей по профилю подготовки.
Кроме того, эксперты ознакомились с отзывами потребителей о выпускниках и убедились в отсутствии рекламаций, проверили порядок деятельности вуза по трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников, участие работодателей в оценке содержания учебных программ и планов на уровне кафедр, систему обратной связи со студентами, выпускниками и работодателями.
— Как подходят эксперты АККОРК к оценке эффективности использования ИКТ в учебном процессе?
— Основой образовательного аудита является оценка качества образовательной программы по конкретному направлению подготовки (специальности), поэтому Агентство, осуществляя образовательный аудит, оценивает образовательную программу, предлагаемую вузом, в том числе и на предмет использования информационных компьютерных технологий.
В процессе своей работы эксперты должны оценить соответствие образовательных ресурсов современным требованиям и заявленным целям обучения, поэтому даются ответы на следующие вопросы:
- в какой степени студентам и преподавателям анализируемой образовательной программы доступны компьютерные ресурсы кафедры, факультета, вуза;
- в какой степени студенты и преподаватели анализируемой образовательной программы обеспечены электронными образовательными ресурсами, доступом к учебным ресурсам, размещенным в Интернете, УМК по специальностям и дисциплинам (на бумажных и электронных носителях) и техническими средствами обучения;
- используются ли в учебном процессе анализируемой программы дистанционные технологии или система e-learning;
- соответствуют ли информационно-методические ресурсы программы и каждой дисциплины, включенной в нее, современным требованиям и заявленным целям обучения;
- насколько доступны студентам компьютеры, базы данных, базы знаний и т. д. для занятий и самостоятельной работы.
Осуществляя образовательный аудит в нашем университете, Агентство подтвердило, что вуз располагает информационными системами, обеспечивающими студентам и преподавателям в полной мере доступ ко всем образовательным ресурсам для формирования универсальных, предметно-специализированных и социально-личностных компетенций студентов в соответствии с заявленными РГЭУ (РИНХ) целями обучения.
— Как можно сопоставить процедуры образовательного аудита с процедурами оценки качества образования в рамках государственной аккредитации?
— Помимо независимой оценки качества и гарантий качества образования, АККОРК осуществляет предварительную оценку качества реализации образовательным учреждением отдельных образовательных программ и предварительную институциональную оценку образовательного учреждения, тем самым оказывая методическую помощь при подготовке к государственной аккредитации. Кроме того, общественно-профессиональную оценку качества образования и оценку в рамках государственной аккредитации роднит то, что они принадлежат к сфере внешней, независимой от вуза оценки. При этом дальнейшее развитие именно общественно-профессиональной оценки при направляющей роли государственных структур позволит нам всесторонне учесть интересы всех заинтересованных в росте качества образования сторон: студентов, общественности, работодателей, профессиональных сообществ, государства.
— Каковы итоги сотрудничества Университета с АККОРК? Предполагается ли продолжение работы с Агентством в дальнейшем и регулярный мониторинг результатов?
— В итоговом заключении АККОРК был отражен реальный уровень, достигнутый сегодня нашим вузом, при этом мы смогли выявить те сферы деятельности, которые требуют особого внимания. Сотрудничество с Агентством позволило нам решить ряд методических проблем и дало возможность сопоставить свое мнение с мнением специалистов-экспертов. В результате мы сделали важные выводы и наметили пути дальнейшего совершенствования деятельности вуза. Процесс внешнего аудита показал, что вуз располагает большим потенциалом для решения стратегических задач, и выявил некоторые «узкие места», требующие более внимательного отношения.
Сотрудничество с АККОРК на сегодняшний день не закончено, потому что мы рассчитываем на взаимодействие с Агентством в плане оптимизации образовательной деятельности вуза на основе комплексных выводов экспертов, а так же на дальнейшую работу с АККОРК по международной аккредитации ряда программ.
— Если считать повышение конкурентоспособности вуза одной из основных целей образовательного аудита — была ли она достигнута? Какие конкурентные преимущества и, напротив, слабые позиции университета были выявлены в ходе взаимодействия с АККОРК? Как будет скорректирована стратегия развития Университета в соответствии с результатами аудита и рекомендациями экспертов?
— В процессе образовательного аудита мы, несомненно, достигли одной из важнейших поставленных целей — повысить конкурентоспособность своего вуза путём повышения качества образовательных услуг. Это произошло в конечном итоге и потому, что совместно с экспертами АККОРК были выявлены наши конкурентные преимущества (широкий спектр реализуемых основных образовательных программ, возможность продолжения обучения по большому числу образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, одна из самых высоких на Юге России квалификация научно-педагогических работников и т. д.) и некоторые проблемные зоны деятельности (необходимо более тесное сотрудничество с внешними экспертами и представителями работодателей при разработке программ учебных курсов и т. д.), что позволило скорректировать стратегию развития Университета в сторону ужесточения требований к качеству оказываемых образовательных услуг, дальнейшему развитию материально-технической базы и научных школ. Для студентов высшее благо, особенно во время кризиса — это качество получаемого образования, и те вузы, которые осознают эту истину, всегда будут конкурентоспособны.
— Как вы видите тенденции развития общественно-профессиональной оценки качества образования в России в ближайшем будущем?
— Стандарты и принципы обеспечения качества европейского образования, разработанные Европейской ассоциацией по обеспечения качества высшего образования, предполагают, что качество должно контролироваться на трех уровнях: институциональном, национальном и общеевропейском. Причем контроль на национальном уровне обеспечивается в большинстве развитых стран именно негосударственными аккредитационными агентствами. Форма общественно-профессиональной аккредитации вузов для нашей страны пока явление достаточно новое, но ведь и двухуровневая система образования когда-то была от нас безумно далека. Поэтому наши прогнозы весьма оптимистичны: в ближайшие годы системе общественно-профессиональной оценки качества образования предстоит в России только поступательное развитие. Однако необходимо будет провести большую работу по совершенствованию механизма совмещения результатов государственной и независимой общественно-профессиональной оценки качества образования в России. Решение именно этой проблемы позволит поднять роль последней на должный уровень.