«Мы готовы к диалогу не только с Европой»
Азиатско-Тихоокеанская сеть по гарантиям качества (APQN) ежегодно устраивает международные конференции, которые каждый раз проходят в одной из стран — членов Ассоциации. В 2010 году такая конференция проходила в Бангкоке на базе Таиландского Агентства по гарантиям качества с 3 по 5 марта. В мероприятии приняли участие генеральный директор российского Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры Алексей Белокопытов и руководитель международного отдела АККОРК Эрика Рубина.
— Эрика Юрьевна, как проходила встреча членов Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества?
— За те несколько лет, что существует Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества (The Asia-Pacific Quality Network — APQN), сценарий ежегодных форумов уже устоялся. Накануне открытия конференции создается некая рабочая группа, в которую входят представители нескольких агентств. Тема, которую обсуждает группа, как правило, посвящена одному из самых актуальных на сегодняшний день вопросов в сфере гарантий качества образования. В этом году такой темой стало распространение и соотношение информации о гарантиях качества образования в странах-членах сети. Воркшоп был проведен Агентством по гарантиям качества Великобритании совместно с японским и китайским агентствами. Суть в следующем: английским образовательным агентством разработан и успешно используется глоссарий, на базе которого был создан аналогичный глоссарий сначала для японского агентства, затем такая же помощь была оказана агентству из Китая. Таким образом, была сформирована терминологическая база для двух азиатских глоссариев. Подобная унификация крайне важна при определении базовых понятий и в вопросах распределения информации, которые активно обсуждались на воркшопе, где представители агентств, принимавших участие в составлении глоссариев, делились приобретенным опытом. Как я уже сказала, рабочая группа собирается накануне официального открытия конференции.
Само открытие состоялось 3 марта. Два первых дня шла секционная работа, проходили пленарные заседания. Большинство выступлений было нацелено на развитие повышения качества образования, посвящено методам оценки качества, истории выработки этих методов. В работе конференции принимали участие представители ЮНЕСКО, в том числе — представитель департамента высшего образования ЮНЕСКО, в чьей компетенции находятся вопросы гарантий качества образования. Темой выступления стали актуальные вопросы повышения качества образования в развивающемся мире, в странах, входящих в APQN.
В завершающий конференцию день, 5 марта, в основном проходили уже внутренние заседания, в которых принимали участие представители стран-членов сети. В частности, состоялось заседание по формированию стратегического плана APQN на 2010 год, в котором мы также принимали участие. Кроме того, прошло заседание, посвященное обсуждению возможностей развития в рамках ΑPQN. На ежегодном общем собрании членов сети присутствовал генеральный секретарь ASEAN (Association of South-East Asian Nations) — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
— Какую тему затронули представители АККОРК в своем выступлении на форуме?
— Наше выступление было посвящено повышению качества программ e-learning, в том числе — в рамках проекта UNIQUе, а также вопросам, касающимся стандартов ISO, по которым строит свою работу АККОРК. Конечно, для многих стран региона e-learning сегодня — дело довольно новое, в некоторых это направление еще только зарождается. Надо иметь в виду, что уровень развития образовательной системы в целом, так же как и общеэкономический уровень стран, представленных в АPQN, очень неоднородный. Азиатско-Тихоокеанский регион представляют и такие «продвинутые» страны как Китай, Японии, и совсем молодые государства, такие, к примеру, как Тимор-Лесте, еще десять лет назад бывшее частью Индонезии. И если для Японии и Китая понятие e-learning отнюдь не ново, то Тимор-Лесте и другие члены APQN до сих пор нацелены на традиционное обучение.
— Каким образом выстроена система общественно-профессиональной оценки в странах-членах сети? Какую позицию занимают в регионе аналогичные АККОРК агентства по отношению к государственным системам контроля и оценки качества?
— Здесь очень сложно ответить однозначно, поскольку, как я уже отметила, говорить о единой модели в странах региона не приходится. Формы образования подобных агентств могут быть самые разные, так же как и структура, и подчиненность. В Китае, например, нет независимых образовательных агентств, а все государственные разделены по территориальному признаку — там действуют как общекитайские, так и региональные агентства, среди них есть специализированные и универсальные. Основные вопросы, входящие в круг их компетенций — качество образования, составление рейтингов вузов.
В Японии очень разнятся сами стандарты образования. Представители японских агентств рассказывали нам, что вузы, созданные в стране до Второй мировой войны, основаны на немецкой модели высшего образования. А вузы, появившиеся в послевоенное время, имеют в основе американскую модель. Поэтому при оценке качества используется некий микс, позволяющий работать в рамках и тех, и других стандартов.
В Таиланде, Пакистане и Индии образовательные агентства также финансируются государством. Независимые агентства — пока редкость среди членов АPQN. Тем не менее, в большинстве стран, входящих в АPQN, к деятельности агентств по гарантиям качества привлекаются и представители вузов, и представители работодателей — так же, как это принято в практике АККОРК.
— Россия благодаря своему географическому положению участвует в образовательных процессах и Европы, и Азии. Как ассоциированный член ENQA и действительный член АPQN, российское агентство АККОРК имеет потрясающую возможность сравнить, увидеть разницу между европейскими методами оценки качества и стандартами гарантий качества образования и подходами к этим проблемам в азиатском регионе. Можете ли вы вычленить какие-то общие для тех и других аспекты? И в чем кардинальная разница?
— Выделить что-то одно непросто в силу многих причин. В Европе все эти методы и стандарты формировались десятилетиями, и зачастую они едины. В азиатско-тихоокеанском регионе у каждой страны — свои стандарты, свои требования и свои подходы, которые по многим позициям очень резко отличаются от тех, что приняты у соседей. В Китае и Японии методы оценки качества приближены к европейским, а в некоторых странах вообще отсутствуют четко сформулированные критерии в отношении требований к качеству образования. В целом же с точки зрения подходов к оценке и гарантий качества образования азиатский регион очень пестрый.
Но надо отметить, что агентства региона очень активно стремятся устанавливать контакты с европейскими коллегами, поскольку в Европе накоплен богатый опыт в сфере оценки и гарантий качества. У большинства европейских агентств налажены четкие связи с сообществом аналогичных организаций, идет постоянное взаимодействие, деловой обмен всеми новостями в этой сфере. А азиатские агентства, к сожалению, на сегодняшний день ощущают некоторую изолированность и дефицит информации. Европейцы стараются оказывать помощь коллегам азиатского региона в восполнении этих пробелов. На конференции присутствовали представители немецкого агентства, которое занимается оценкой инженерного образования, выступившие с рядом инициатив, направленных на обмен опытом с азиатскими странами. Я думаю, что процесс взаимодействия и взаимообмена в ближайшее время будет набирать обороты.
— Но сам факт создания АPQN разве не свидетельствует о том, что в перспективе ставится задача выработки единых для всего региона критериев оценки и гарантий качества образования?
— При вступлении в АPQN не требуется следования единым требованиям, на сегодняшний день как таковых просто их не существует. Пока преждевременно говорить о приведении критериев к одному знаменателю, их унификации, такая задача сейчас не ставится перед членами АPQN. Да, сегодня стандарты у каждого свои. Тем не менее, идет процесс обмена информацией, представители стран вырабатывают какие-то подходы к оценке, одним из таких этапов можно считать и выработку глоссариев, необходимых в работе агентств и основанных на общеупотребимой терминологии. И это позитивные перемены, которые, возможно, лягут в основу более глобальных структурных подходов. В своем выступлении генеральный секретарь ASEAN выражал надежду, что результатом деятельность сети станет аналог Болонского процесса. И со временем, я надеюсь, так и произойдет.
— Может ли АККОРК перенять нечто новое у коллег, входящих в Азиатско-Тихоокеанскую сеть?
— О глобальных заимствованиях речь не идет. Но какие-то организационные моменты могли бы быть применены и в деятельности АККОРКа. Опыт многих наших коллег, входящих в АPQN, действительно представляет интерес. Меня, к примеру, заинтересовало выступление представителя Тайваня, который рассказывал о составлении рейтингов учебных заведений на основании студенческих отзывов и различных модельных критериев. Причем база данных сформирована таким образом, что студент, основываясь на собственных предпочтениях, может выбрать вуз самостоятельно, учитывая все необходимые ему условия обучения. Агентством разработано семь персонализированных рейтингов, запущен навигатор по учебным заведениям Тайваня.
Обмен информацией во время конференции был очень активный, и не только на секционных заседаниях. Мы с интересом общались с коллегами из Новой Зеландии, Австралии, Индии. Одна из секций была посвящена вопросам признания квалификаций. У нас пока мало делается в этой области, и мы с большой заинтересованностью слушали информацию о процессах, которые происходят в этой сфере у наших зарубежных коллег. К примеру, в Австралии вузы — самоаккредитующиеся образовательные учреждения. То есть, если вуз намерен открыть какую-либо новую программу, он действует в рамках сформированного перечня признания квалификаций и вправе самостоятельно принять решение. То есть речь о получении дополнительной аккредитации не идет. Но если возникают какие-то вопросы — вуз может обратиться в Центр по признанию квалификаций и получить консультационную помощь. Отказы крайне редки. Новозеландские коллеги рассказывали нам, что у них был случай отказа при обращении по поводу открытия магистерской программы. Но чаще всего в рамках перечня ограничений по введению новых программ не возникает.
— Насколько силен интерес у участников АPQN к российским принципам оценки и гарантий качества? Каковы перспективы возможных форм сотрудничества?
— Общее впечатление — да, они так же, как и мы, готовы к диалогу, к обмену информацией и наработками. Формы сотрудничества могут быть самыми разными — от обмена экспертами до организации различных совместных программ по аккредитации. Возможно также участие международных экспертов в процедурах аккредитации АККОРК, а при необходимости — участие экспертов АККОРК как российских специалистов в реализации проектов других стран.
В той же Австралии действуют два агентства. Первое специализируется на системе признания квалификации, второе проводит аудит вузов. Мы общались с австралийскими коллегами, обсуждали перспективы потенциального партнерства, и они подтвердили свою готовность к сотрудничеству. К примеру, такое взаимодействие вполне возможно в области признания соответствия их программ по обучению русскому языку или при проведении внешней оценки университетов Австралии. Самый простой вариант — обмен экспертами.
Большой интерес к российским программам у представителей Китая, Японии, Лаоса. В случае с Лаосом этот интерес объясняется тем, что там работало и работает немало наших соотечественников, поэтому периодически возникают проблемы с признанием квалификаций. Российские граждане в Лаосе обращаются в наше посольство с тем, чтобы подтвердить свою профессиональную квалификацию. Представители российской стороны, в свою очередь, связываются с Министерством образования Лаоса. Но, поскольку официальных договоренностей на этот счет у наших стран нет, возникают сложности. Лаосские коллеги интересовались, существует ли возможность получать у нас консультационную и информационную помощь. Так что перспективы сотрудничества очень широки. Поступило предложение о партнерстве и от представителей Филиппин. Возможно, появится совместный проект, идет речь о проведении семинара для филиппинских коллег.
В ближайшее время запускается программа, финансируемая ЮНЕСКО и АPQN, направленная на дистанционное обучение специалистов, проводящих внешнюю оценку вузов.
В прошлом году подобное обучение уже проводилось, но проект был нацелен на страны тихоокеанского региона. В этом году программа будет реализована в странах Центральной Азии, куда попадает и Россия. Обучение будут вести специалисты Международного института планирования образования, аккредитованного при ЮНЕСКО. АККОРК планирует стать участником проекта. Мы будем подавать заявку на участие экспертов в этом курсе.
— Насколько полезно и эффективно такое сотрудничество для представителей российских агентств?
— На мой взгляд, оно, безусловно, очень результативно, потому что у многих наших клиентов и партнеров с российской стороны есть интерес к программам с восточной спецификой. Процессы интеграции набирают обороты, и этот интерес будет только расти. Нам надо быть к этому готовыми. Представление интересов России в этом регионе — это ответственно и почетно. На встрече в Бангкоке АККОРК был единственным независмым российским агентством, а это ко многому обязывает. К тому же международная известность АККОРК — это тоже очень важная часть имиджа, присутствие на подобных форумах работает на имя агентства, делает его узнаваемым на международной арене. Следующая конференция будет проходить в Индии, в городе Бангалор. Надеюсь, что мы примем в ней участие.
Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества — APQN
Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества (The Asia-Pacific Quality Network — APQN) была создана в г. Гонконге в январе 2003 г. при содействии Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) и при финансовой поддержке Всемирного банка.
Сеть APQN имеет свой Устав, является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Австралии, и функционирует как региональная сеть INQAAHE.
Миссия APQN: улучшать качество высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством развития деятельности агентств гарантии качества и расширения сотрудничества между ними.
APQN имеет следующие цели:
- содействовать распространению хорошей практики для поддержки и улучшения качества высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
- способствовать исследованиям в области управления качеством высшего образования и его эффективному использованию с целью улучшения качества высшего образования в регионе;
- предоставлять информацию и помощь в организации новых агентств гарантии качества образования в регионе;
- способствовать сотрудничеству между агентствами гарантии качества образования, а также взаимному признанию решений и оценок;
- оказывать помощь членам APQN в определении стандартов деятельности учреждений в рамках APQN в определении стандартов деятельности учреждений в рамках национальных систем;
- содействовать международному признанию квалификаций в регионе;
- оказывать помощь в развитии и использовании схем кредитных трансфертов, содействовать мобильности студентов как внутри, так и за пределами национальных границ;
- информировать членов APQN о сомнительных аккредитационных организациях;
- представлять регион и содействовать его интересам, например, в отношениях с другими сетями и международными организациями.
В состав сети APQN входят 21 организация из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Согласно Критериям о членстве, агентствам, входящим в состав сети APQN, может быть присвоено четыре типа членства: полноправное, кандидат в полноправные члены, ассоциированное и членство в качестве наблюдателя. В состав сети APQN входят 35 организаций из 23 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время в сети APQN шестнадцать полноправных членов из Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Новой Зеландии, Камбоджи, Китая, России, Таиланда, Филиппин и Японии. Семь агентств имеют статус кандидата в полноправные члены (Вьетнам, Гонконг, Мальдивы, Монголия, Пакистан Самоа, Шри-Ланка). Десять ассоциативных членов (Бангладеш, Вьетнам, Иран, Камбоджи, Лаос, Таиланд, Тимор-Лесте). Две организации являются наблюдателями (Австралия, Великобритания).