Образовательный аудит – в интересах сильнейших

Постоянное наблюдение за ходом развития системы общественно-профессиональной оценки качества образования в России позволяет говорить о том, что за услугами внешней оценки и образовательного аудита в основном обращаются не слабые вузы, сомневающиеся в своих позициях накануне госаккредитации, а напротив, наиболее перспективные учебные заведения страны. Причины такой закономерности становятся ясны из интервью с ректором Ханты-Мансийской государственной медицинской академии Федором Петровским.

— В конце прошлого года Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) была проведена общественно-профессиональная оценка качества образования в вашем вузе. В связи с чем вы предприняли такой шаг и почему выбрали именно АККОРК?

— Главным для вуза, который намерен стабильно развиваться и укреплять свои позиции на рынке образовательных услуг, является повышение качества своей деятельности и, в первую очередь, качества подготовки выпускников. Оценка деятельности вуза внешними экспертами является важным источником получения объективной информации о работе образовательного учреждения. Это позволяет вовремя скорректировать планы работы, выявить недостатки до того, как они станут критически очевидны, обозначить наиболее успешные направления деятельности, чтобы использовать их как конкурентные преимущества. Помочь вузу достичь этих целей призваны процедуры общественно-профессиональной оценки. А что касается выбора агентства, то на сегодняшний день он невелик: АККОРК является практически единственной организацией в России, у которой накоплен значительный опыт в сфере проведения общественно-профессиональной оценки качества образования и подходы которой согласованы с европейскими стандартами деятельности аккредитационных агентств. Кроме того, АККОРК проводит не только оценку качества образования, но и осуществляет образовательный аудит, что подразумевает долгосрочное сотрудничество с учебным заведением, постоянный мониторинг и консалтинг.

— Каковы итоги сотрудничества вуза с АККОРК?

— В ходе нашего взаимодействия с агентством была проведена общественно-профессиональная оценка 1 программы высшего профессионального образования (060101.65 - Лечебное дело) и 4 программ среднего профессионального образования (060101.52 - Лечебное дело, 060102.51 - Акушерское дело, 060109.51 - Сестринское дело, 060110.51 - Лабораторная диагностика). Необходимо отметить, что экспертиза агентства характеризуется высокими профессионализмом и требовательностью, анализом практически всех видов деятельности вуза, так или иначе влияющих на качество подготовки выпускников. Эксперты оценивают количественные и качественные показатели разных аспектов работы учебного заведения, что позволяет сделать обоснованные выводы об эффективности учебного процесса, научной работы, взаимодействия с работодателями и т.д.
Работа экспертов АККОРК в нашем вузе позволила объективно оценить результаты деятельности коллектива института за 5 лет, динамику развития и потенциал института. На основании заключения экспертов АККОРК о том, что по большинству показателей наше учебное заведение соответствует статусу академии и имеет достаточный потенциал для дальнейшего успешного развития именно как академия Ученым советом института было принято решение представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки заявление на государственную аккредитацию по виду образовательного учреждения - «академия».

Результаты экспертизы, проведенной АККОРК, были учтены ФГУ «Росаккредагентство» при подготовке аналитических материалов, которые были использованы Аккредитационной коллегией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при принятии положительного решения о государственной аккредитации нашего вуза как «академии».

Повышение статуса вуза до «академии» для нас представляется очень важным. Это свидетельство не только успешного развития вуза, но и подтверждение правильности политики в сфере профессионального образования губернатора и правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, поскольку Ханты-Мансийская государственная медицинская академия – это региональный вуз, учредителем которого является автономный округ. И сегодня сфера профессионального образования на территории округа является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей.

Успешное прохождение общественно-профессиональной оценки, государственная аккредитация обозначают новый этап в жизни вуза и являются стимулом сохранения сегодняшних тенденций развития и дальнейшего повышения качества подготовки специалистов.

— Как ХМГМА способствует успешному трудоустройству выпускников? Насколько удовлетворены уровнем подготовки в академии работодатели? Учитывались ли эти вопросы в рамках общественно-профессиональной оценки, проводимой АККОРК?

— Одной из наиболее острых проблем современного профессионального медицинского образования в Российской Федерации является проблема трудоустройства выпускников медицинских вузов по специальности. Существуют данные о том, что значительная часть выпускников медицинских вузов не идут в профессию. Причин тому много и они общеизвестны. Я могу ответственно заявить, что подавляющее большинство наших выпускников трудоустраиваются по специальности и находят свое место в системе здравоохранения автономного округа. Безусловно, определяющим фактором здесь является то, что здравоохранение региона стремительно развивается, строятся новые лечебно-профилактические учреждения, реконструируются действующие, идет оснащение современным лечебно диагностическим оборудованием. Возможность работать в современных больницах, значительная часть которых оснащена на уровне современных стандартов, и достойный уровень оплаты привлекают в профессию молодых специалистов. Роль вуза в этой ситуации заключается в проведении эффективной профориентационной работы, направленной на формирование высокого конкурса при поступлении и качественное обучение по профессии. Думаю, что сегодня академия с этой задачей справляется, о чем свидетельствует и практически стопроцентное трудоустройство выпускников, и отсутствие рекламаций со стороны работодателей, а также мнение наших выпускников. В 2009 г. был проведен опрос «Удовлетворенность студентов-выпускников качеством образования в институте и перспективами трудоустройства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Результаты показали, что 80% выпускников двух базовых факультетов вуза планируют работать в практическом здравоохранении региона после окончания института, 15% хотели бы заниматься научной или преподавательской деятельностью и лишь 3% выпускников не планируют работать по специальности.

Ректорат академии очень тесно работает по вопросам качества подготовки и трудоустройства выпускников с нашим непосредственным работодателем – Департаментом здравоохранения автономного округа. В целом уровень подготовки выпускников оценивается как достаточный. Общие для выпускников всех специальностей замечания касаются недостаточно высокого уровня подготовки по неотложной помощи, медицинскому страхованию, правовым вопросам. В отзывах лечебно-профилактических учреждений отмечается достаточно высокий уровень подготовки выпускников академии, их готовность к профессиональной деятельности, востребованность выпускников вуза на рынке труда. За последние пять лет не поступало ни одного негативного отзыва от работодателей относительно подготовки специалистов в ХМГМА.

Подходы АККОРК к оценке качества образования в вузе подразумевают обязательный анализ системы взаимодействия учебного заведения с работодателями, карьерных траекторий выпускников за последние годы и отзывов о качестве их подготовки. В соответствии с критериями оценки, используемыми агентством в этой области, эксперты зафиксировали высокий уровень удовлетворенности работодателей качеством образования в ХМГМА и стабильную положительную динамику развития карьеры ее выпускников.

— Эффективная информатизация учебного заведения на сегодняшний день является одной из основных гарантий качества образования. Как проходит этот процесс в ХМГМА?

— За последние пять лет мы значительно продвинулись в этой области, и наши достижения были отмечены экспертами АККОРК. На сегодняшний день на всех кафедрах института рабочие места сотрудников оборудованы современной компьютерной техникой, лекционные залы и ряд аудиторий оснащены мультимедийной проекционной аппаратурой, интерактивными досками, в учебных аудиториях используются графические планшеты, эпидеаскопы и настольные документ-камеры. Общее количество компьютеров, используемых в учебном процессе, 395, в том числе 4 компьютерных класса на 60 персональных ЭВМ, объединенных в локальную сеть, 105 рабочих мест имеют выход в Интернет со скоростью до 2 Мбит/сек. Студенты и преподаватели имеют возможность использовать компьютеры для научно-исследовательской, учебной и самостоятельной работы. Кроме того, академия приобрела и внедряет программный комплекс на основе веб-технологий «Виртуальное учебное пространство». На факультете последипломного образования создан сертификационный класс, осуществляющий совместно с сотрудниками института контроль качества знаний врачей, интернов, ординаторов и других категорий курсантов.

— Ваш взгляд на перспективы развития системы общественно-профессиональной аккредитации вузов в России?

— Уверен, что правильность такого подхода к оценке качества образования будет в скором времени осознана большинством учебных заведений. Общественно-профессиональная оценка позволяет индивидуально подходить к каждому учебному заведению, курировать в случае необходимости его действия по оптимизации качества образования, помогать ему укреплять свои позиции в условиях усиливающейся конкуренции.