Независимая оценка для лидеров

Независимая оценка для лидеров

 

 

 

В октябрьском выпуске журнала рубрика «Образовательный аудит» посвящена университету во многом уникальному. О том, почему один из старейших российских вузов, занимающий абсолютные лидерские позиции в профильном секторе, принял решение о прохождении процедур независимой оценки качества образования – в интервью ректора Государственного университета по землеустройству, д.э.н., профессора, академика Россельхозакадемии Сергея Волкова.

 

 

- Сергей Николаевич, какую позицию сегодня занимает Государственный университет по землеустройству относительно других вузов сходного профиля?

 

- Устойчивые позиции нашего вуза определяются его многолетней историей и традиционно высоким качеством образования, а так же большим вниманием к нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. ГУЗ является одним из старейших вузов России - в 2009 году мы отметили 230-летний юбилей университета, а в 2010 г. – 175 – летие высшего землеустроительного образования в России. Университет был образован в 1779 г. для кадрового обеспечения в России земельной реформы, крупномасштабных работ по межеванию земель и организации их рационального использования, что имело большое политическое и социально-экономическое значение для формирования территории Российского государства, закрепления границ и установления прав земельной собственности.

На сегодняшний день наш вуз представляет собой единственный в России учебный, методический и научный центр по землеустройству и кадастрам. Именно на базе нашего университета создан "Университетский комплекс", включающий 24 образовательных, научных и производственных учреждения. Это позволило соединить образовательный процесс с последними научными достижениями и технологиями и успешно внедрить их в учебных процесс, используя новейшие формы и методы обучения. Востребованность наших выпускников явилась предпосылкой для открытия 71 землеустроительных факультетов в других университетах России и 13 стран СНГ, которые под эгидой нашего университета вошли в состав Учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров. В настоящее время Государственный университет по землеустройству координирует всю образовательную и научную деятельность в стране в этом направлении.

 

- Как выстраиваются отношения университета с иностранными партнерами?

 

-  Международный авторитет университета достаточно высок – об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные награды, присужденные ГУЗ. В результате активного взаимодействия с учебными заведениями других стран удалось установить плодотворные многопрофильные связи с вузами США, Канады, Германии, Франции,

Швеции, Дании, Китая, Вьетнама, Монголии, Чехии, Польши, Словакии, Болгарии и

еще ряда государств, а также принимать участие в многочисленных международных образовательных проектах.

 

 

- Расскажите подробнее о деятельности вуза в сфере развития дистанционного образования.

 

- Университет,  включая созданный в нем Центр дистанционных методов обучения, проводит активную работу в области развития дистанционного образования в аграрной сфере.
В апреле 2000 г. по инициативе ряда аграрных вузов Москвы, в том числе и Государственного университета по землеустройству, создан Консорциум аграрных вузов в области дистанционного образования, в который входит и наш университет. В качестве ближайшей цели консорциума было определено создание нескольких курсов для взаимного признания внутри консорциума и использования их в качестве базовых (как образцы для следующих курсов), создание общей электронной библиотеки консорциума. Следующий этап – возможность дистанционного обучения студентов внутри общей образовательной среды консорциума. Также наш университет является соучредителем Открытого аграрного университета (ОАУ), в котором представляет специальность Земельный кадастр. На данный момент в рамках международной программы «Тасис» создана библиотека электронных учебников - 68 курсов, размещенных в свободном доступе на сервере ОАУ, что позволяет пользоваться этими материалами всем участникам Открытого аграрного университета. В 2010 г. университет стал дипломантом Всероссийского конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

 

- В этом году ГУЗ проходил процедуры образовательного аудита по ряду программ. Чем обусловлено такое решение?

 

- С одной стороны, это решение было связано с предстоящей госаккредитацией. Мы придаем большое значение процедурам рубежного контроля и в связи с этим использовали возможность получить замечания и рекомендации внешних независимых экспертов,  чтобы своевременно принять меры для оптимизации тех областей деятельности вуза, в которых были обнаружены недочеты. С другой стороны, нам важно получить оценку не только по привычной шкале, разработанной в соответствии с государственными стандартами, но и понять, насколько соответствует качество нашей деятельности международным стандартам, принятым большинством учебных заведений и аккредитационных агентств развитых стран. В связи с этим для проведения образовательного аудита в вузе мы решили начать сотрудничество с агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

 

- Как строилось это сотрудничество?

 

- Изначально мы определили цели и задачи проекта, а эксперты АККОРК предложили механизмы достижения этих целей. Так как вуз безусловно занимает ведущие позиции в области землеустройства, мы решили на начальном этапе взаимодействия с АККОРК вывести на образовательный аудит непрофильные для нас специальности – менеджмент и юриспруденцию. Для нас очень важно, имея статус университета, сохранять одинаково высокий уровень качества образования как по основным, так и по непрофильным направлениям.

Процедуры проводились по технологиям, принятым агентством АККОРК. Один из ключевых моментов – подготовка сотрудниками вуза ответов на достаточно емкий аналитический опросник, вполне достаточный для того, чтобы сделать первичный срез и понять общую ситуацию, складывающуюся в вузе в плане реализации той или иной специальности. В дальнейшем работа продолжилась уже напрямую с экспертами, опиравшимися при проведении экспертиз на предварительно проведенную камеральную работу с документами. Взаимодействие в таком формате продолжалось в течение месяца. За это время по результатам подробного и внимательного анализа были вскрыты все проблемные моменты, после чего экспертам предстояло разработать рекомендации по повышению качества образования и оптимизации управления образовательным процессом в рамках специальностей, прошедших аудит. Заключения экспертов включали в себя и элементы консалтинга по переходу на новые образовательные стандарты.

Результаты, полученные в итоге этого этапа сотрудничества с АККОРК, полностью нас удовлетворили, однако работа на этом не заканчивается, потому что за процедурами оценки качества и гарантий качества подготовки выпускников логически следует этап образовательного и управленческого консалтинга.

 

- Есть ли на сегодняшний день планы дальнейшей работы с агентством?

 

- Учитывая положительный опыт сотрудничества с АККОРК этого года, мы рассчитываем в следующем году продолжить взаимодействие по таким направлениям, как независимая оценка качества образования по ряду программ, консалтинг по лицензированию и еще целый блок вопросов, лежащих в сфере компетенции экспертов агентства. Такие планы продиктованы уверенностью в перспективности системы общественно-профессиональной оценки и ее эффективности для повышения качества образования.