27 ноября 2012 г. «Комсомольская правда». «Медведев утвердил госпрограмму по развитию образования до 2020 года». Экспертиза качества профессионального образования должна стать прозрачной и независимой.
КП.руПремьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Срок ее реализации разделен на три этапа: первый - 2013-2015 годы, второй - 2016-2018 годы, третий - 2019-2020 годы.
Основными целями госпрограммы являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения, а также повышение эффективности реализации молодежной политики, передает РИА Новости.
Минобрнауки, Росстат, Минэкономразвития России и другие федеральные органы власти в 3-месячный срок обеспечат организацию мониторинга показателей реализации программы. Доклад о проделанной работе должен быть представлен в правительство в 6-месячный срок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экспертиза качества профессионального образования должна стать прозрачной и независимой
О том, что мешает российскому образованию быть эффективным и готовить настоящих профессионалов своего дела, мы поговорили с Алексеем Белокопытовым, генеральным директором Агентства по контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).
- Алексей Владимирович, сейчас у всех на слуху скандалы, связанные с так называемым «черным списком» вузов, в который попали и очень известные институты и университеты. Впрочем, не секрет, что сегодня на рынке образовательных услуг есть, мягко говоря, те, которые не дают качественного образования. Как ваша компания оценивает ситуацию с высшими учебными заведениями - и коммерческими, и государственными - на сегодняшний день в России?
- Наша организация, АККОРК, занимается именно оценкой качества образования. На сегодня мы провели независимую оценку свыше 3000 образовательных программ более чем в 150 российских вузах и колледжах. В своей работе мы ориентируемся на европейскую практику. И то, чем мы занимаемся, в Европе функционирует уже 20 лет. Это экспертная деятельность в области образования, оценка, мониторинг и внешний контроль его качества, независимый аудит - как в банковской сфере. Мы организуем процедуры профессионально-общественной и международной аккредитации образовательных программ вузов и колледжей, публично подтверждая, что в них действительно готовят профессионалов. К сожалению, если оценивать образование с точки зрения его качества, то ситуация сегодня непростая. Наше образование так и не перешло в полной мере на рыночные, прозрачные механизмы. В результате на выходе мы получаем не специалиста, а «человека с дипломом государственного образца».
- Почему это происходит?
- С советских времен у людей сохранилась тяга к обязательному поступлению в вуз. Но сейчас исчезла системная профилирующая работа в школах, в семьях, в результате которой абитуриент выбирал будущую профессию и образовательное учреждение более осознанно. Абитуриент должен понимать, чего хочет, суть профессии, ее смысл и собственные перспективы в ней. Увы, сегодня основные мотивы для мальчиков – это военная кафедра и отсрочка от армии. Для всех - некий статус и, главное – диплом, который дает разные формальные возможности. Причем на сегодняшний день уже не такие большие, как прежде.
- У нас рынок труда такой, что не очень-то дипломом можно козырнуть…
- Да. Крупные компании-работодатели не могут себе позволить выделить достаточно ресурсов – временных, человеческих, финансовых – чтобы взаимодействовать с вузами и колледжами, поскольку потеряли веру в то, что на базе университетов можно действительно подготовить достойные кадры. Есть недоверие к молодым специалистам. В итоге люди, уже получив образование и диплом, быстро разочаровываются в полученной профессии. Работодатель это знает, и поэтому обращается к рынку молодых специалистов в самую последнюю очередь. Но ведь есть еще и государство, которое сегодня выступает единственным гарантом качества образования в виде процедуры государственной аккредитации. При этом используемая в государственной аккредитации система показателей не позволяет в полной мере определить качество его качество.
- А какие необходимы критерии?
Сегодня проверяется масса второстепенных параметров. Хотя с учетом международной практики и интересов рынка труда основным критерием определения качества образования является оценка результатов обучения, то есть профессиональных навыков, умений и знаний выпускников образовательных учреждений. Для реальной проверки должен быть механизм независимого аудита результатов обучения и гарантий обеспечения качества в течение всего цикла обучения, а также понятные, прозрачные инструменты удостоверения этого качества, которым смогут доверять и работодатели, и студенты.. Я очень надеюсь, что в течение нескольких лет мы перейдем к более прозрачной, более эффективной системе. Тем более, что в настоящее время проходит чтения в Госдуме новый законопроект об образовании, в который заложено много правильных вещей, сопоставимых с европейской и мировой практикой.
- Каковы основные проблемы, которые всплывают в итоге вашей проверки в том или ином вузе? С какими слабыми местами необходимо бороться в большинстве учебных заведений?
- Можно перечислить несколько. Это и крайний формализм в работе образовательных учреждений – когда содержательная работа по подготовке специалистов, по привлечению квалифицированных преподавателей, по созданию современных программ, курсов, по обеспечению современными лабораторными комплексами и оборудованием, заменяется написанием отчетов. Желание отчитаться стоит на гораздо более приоритетном уровне, чем желание сделать. Это и устаревание профессорско-преподавательского состава, особенно по инженерным специальностям, требующим особой квалификации и опыта. По каким-то направлениям подготовки мы просто потеряли научно-педагогические школы. Теперь их надо создавать с нуля.
- По поводу среднего образования и колледжей. Есть ощущение, что подготовка квалифицированного рабочего класса фактически сводится к нулю. Есть ли она в России, и на каком уровне?
- Нет, в ряде регионов среднее профессиональное образование выглядит гораздо более бодро и динамично по сравнению с высшим. Оно более конкретно и имеет более короткий цикл. Мы гораздо быстрее получаем специалиста, и он заточен под гораздо меньший объем функций. Сегодня даже появился тренд, нетипичный для советского и первого постсоветского периода - когда родители отдают своих детей в колледж после 9-го класса вместо того, чтобы оставлять их в школе, которая делает основной упор в последние два года обучения на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ Они получают те же общие курсы, которые читаются в школе, плюс профессиональный блок, который дает им специальность.
- А с какими учебными заведениями у нас сейчас наиболее печальная ситуация, где наибольший провал в качестве подготовки специалистов?
- Крайне сложная ситуация в инженерных специальностях, особенно связанных с высокими технологиями. Многие предприятия закрылись, и на сегодня этот сегмент известен низкими зарплатами, несерьезной социальной поддержкой... Есть системные проблемы в медицинском сегменте. Особенно в части качества подготовки абитуриентов, поскольку подготовка медицинского работника-профессионала по той или иной специальности требует абитуриентов, умеющих осваивать большие объемы информации в короткие сроки, имеющих хорошую память и высокий интеллектуальный потенциал. В этой связи существуют угрозы, например, для института терапевтов в нашей стране.
- Как вы считаете, какие механизмы со своей стороны, со стороны организаций и государства в целом стоит применить по отношению к высшей школе и среднему профобразованию – для того, чтобы ситуация начала меняться к лучшему?
- Прежде всего, те процедуры, которые уже есть на государственном уровне, должны включать в себя показатели, оценивающие именно качество итоговых компетенций выпускника. Второй аспект – обеспечить проверку качества этой подготовки комплексным и прозрачным способом. Должен быть механизм независимого аудита качества образования, должны появиться экспертные организации, которые будут обеспечивать независимость и качество проверок. Должны быть официальные, понятные, прозрачные инструменты удостоверения этого качества, которым смогут доверять и работодатели, и студенты. Важно, чтобы сами работодатели участвовали в этой проверке и давали свое официальное заключение: здесь мы доверяем, здесь не доверяем. Конечно, процедура трансформации системы образования будет длительной. Но, повторюсь, надеюсь, что ситуация в обозримом будущем изменится к лучшему.
Оригинал "Комсомольская правда"