12 декабря 2012 г. «Бизнес-журнал онлайн». «Предзаказ для вуза». Интервью с генеральным директором аккредитационного агентства АККОРК Алексеем Белокопытовым.
Предзаказ для вуза
Сегодня все чаще можно слышать критику руководства страны в адрес несовершенной российской системы образования. В начале декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что число вузов в России «избыточно». До этого к подобному выводу уже приходили другие чиновники. В июле по поручению президента Владимира Путина начата подготовка комплексной программы реорганизации государственных вузов, которая, в частности, предусматривает сокращение количества университетов за счет присоединения слабых к более сильным. В ноябре 2012 года Минобрнауки России опубликовало список неэффективных вузов, в который попало примерно 20% ныне действующих средних специальных и высших учебных заведений и их филиалов.
О том, какие трудности испытывает современная российская система образования и насколько хорошо вузам удается «слышать» интересы реального бизнеса, «Бизнес-журнал» побеседовал с Алексеем Белокопытовым, руководителем компании «АККОРК» — организации, занимающейся независимым аудитом качества образования.
— У бизнеса существует постоянный кадровый запрос на специалистов. Насколько хорошо этот запрос «считывается» российской системой образования?
— В отличие от советской системы, которая подразумевала «раннее бронирование» нужных специалистов и процесс распределения выпускников на предприятия, в современной России подобный «предзаказ» отсутствует. Действующая схема распределения так называемых контрольных цифр приема студентов между вузами, то есть мест, оплачиваемых государством, слабо учитывает реальный запрос рынка труда на специалистов и качество подготовки, гарантируемое вузом
Таким образом, взаимодействие вуза и рынка труда сегодня — индивидуальная задача конкретного образовательного учреждения. Есть положительные примеры такого взаимодействия, вплоть до формирования корпоративных факультетов компаний-работодателей на базе университетов. Но в основном образование оторвано от бизнеса, функционирует параллельно реалиям и запросам конкретных отраслей. Поэтому рынок труда часто сталкивается с перекосами в подготовке кадров низким уровнем квалификации, избыточностью одних специалистов и дефицитом других.
— Каковы основные сложности в подготовке действительно востребованных в реальном секторе специалистов в России?
— Отсутствие прозрачных и эффективных инструментов оценки качества образования, а также эффективных механизмов взаимодействия вузов и компаний-работодателей приводит к подготовке специалистов, уровень профессиональных навыков которых не соответствует потребностям реального сектора экономики. Именно этот фактор приводит к тому, что крупные компании вынуждены развивать собственные образовательные центры. .
— Как должна работать идеальная «сигнальная система» между бизнесом и системой образования и как она работает в России?
— В идеале она должна основываться на процедуре независимого аудита качества образования с участием работодателей, с последующей профессиональной аккредитацией образовательных программ бизнес-сообществом.
Именно такая система успешно работает в США с первой половины XX века, а в Европе — с конца 1980-х годов. В России также начинает складываться система независимой оценки и аккредитации, развиваются экспертные организации. Для того чтобы такая система заработала, необходимо повышать мотивацию вузов к прохождению процедуры внешнего аудита качества образования.
С другой стороны, нужно уже сейчас, на этапе становления системы, обеспечить создание всероссийского реестра экспертных организаций и органов по аккредитации, который позволил бы допускать к процедурам аудита только добропорядочных и независимых игроков.
— Каковы, на ваш взгляд, основные недостатки российской системы образования?
— В целом она сегодня представляется ультраконсервативной, непрозрачной и оторванной от рынка труда. У нас фактически отсутствуют эффективные механизмы конкуренции между университетами. Более того, одни вузы получают серьезную финансовую поддержку от государства, а другие выживают только за счет собственных доходов.
К наиболее типичным проблемам современной отечественной высшей школы можно отнести ориентированность вузов не на обеспечение максимально высоких результатов обучения, а на внешние эффекты: сколько освоили денег, сколько преподавателей имеют учебную степень, сколько компьютеров приобрели и т. д.
Среди вузовских проблем — упор не на развитие образовательной практики, а на подготовку отчетов о работе, великовозрастный профессорско-преподавательский состав, далекий от новых технологий, неэффективное применение закупаемой техники и оборудования, нецелевое использование площадей, «простаивание» большей части площадей без учебного процесса, формальное проведение научно-исследовательских работ, ориентированное на подготовку отчетов, а не на реальные результаты НИР, формальное проведение практик и стажировок, применение устаревших методик образовательной деятельности — упор на проведение классических лекций и семинаров вместо применения активных форм работы в аудитории: тренингов, деловых игр, кейс-стади и мастер-классов,— а также низкий уровень информатизации образовательного процесса и внедрения современных инструментов электронного обучения.
— Как правильно проводить оценку эффективности высшей школы и что такое «неэффективность» применительно к вузу?
— Оценку эффективности вуза необходимо рассматривать в привязке к запросам основных заинтересованных сторон: студентов, работодателей, государства. Для основного интересанта и потребителя образовательной услуги — студента — эффективным будет тот вуз, который обеспечит формирование у него совокупности актуальных и востребованных рынком труда профессиональных навыков. Хотя у многих российских студентов есть своя мотивационная особенность — стремление не к получению качественного образования, а к формальному получению диплома государственного образца и отсрочке от службы в армии. Работодатели также оценивают эффективность вузов по качеству подготовки выпускников, наличию у них сформированных профессиональных компетенций.
Мировая практика опирается на оценку качества результатов обучения, дополняя данный показатель так называемыми гарантиями качества образования, формируемыми вузом. В России государство при оценке эффективности деятельности вузов исследует не качество подготовки выпускников с учетом актуальных запросов рынка труда, а научную работу, академическую мобильность, международное сотрудничество, финансово-экономическую деятельность и инфраструктуру высших учебных заведений.
— Как проходит оценка эффективности вузов?
— В мировой практике ее проводят специализированные независимые экспертные организации в форме аудита качества образования с последующей — на основе результатов — аккредитацией образовательных программ. Программа может быть аккредитована только в случае положительной экспертизы.
Наша компания «АККОРК» также проводит процедуры независимого аудита качества образования и аккредитации образовательных программ в соответствии с мировыми стандартами. На сегодня мы оценили свыше двух тысяч образовательных программ разных профилей, из которых лишь 15% имеют наше положительное заключение. При этом свыше 30% одобренных программ получили аккредитацию только на год, и всего пяти процентам аккредитованных программ был присвоен наивысший статус — аккредитация по высоким стандартам сроком на шесть лет.
В качестве примера положительных результатов экспертиз и аккредитации можно привести прошедшие в АККОРКе оценку и аккредитацию программы Казанского (Приволжского) федерального университета, Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Отдельное направление работы компании — экспертиза качества электронного обучения. С 2011 года в качестве стратегического партнера Европейского фонда гарантий качества e-learning (EFQUEL) в России АККОРК проводит международную сертификацию систем e-learning российских университетов. С 2012 года агентство также выступает официальным представителем Европейской ассоциации гарантий качества программ в области информатики (EQANIE).
— Каковы основные методики оценки адекватности учебных программ реалиям рынка труда и потребностям бизнеса?
— Адекватность реалиям определяется прежде всего востребованностью специалистов — выпускников программы — на рынке труда и соответствием компетенций специалистов требованиям профессиональных стандартов и запросам работодателей к квалификации и навыкам выпускников вузов.
Для определения востребованности программы рынком труда мы применяем комплекс аналитических мероприятий. В него входят анализ статистики и прогнозов развития рынка труда по специальности, изучение ожиданий и потребностей работодателей в формате фокус-групп, опросов и интервью топ-менеджмента и кадровых служб предприятий, вовлечение в экспертизу программы экспертов, представляющих рынок труда. После выявления степени востребованности и актуальности самой программы эксперты АККОРКа устанавливают соответствие фактически сформированных знаний, умений и навыков выпускников программы требованиям работодателей. В результате мы получаем целостное понимание уровня качества и адекватности программы рынку труда.
— Как на практике происходит процесс аккредитации учебных заведений? Какие параметры оценивают? Сколько по времени занимает работа экспертов?
— Процедура аккредитации включает два этапа — экспертизу программы и принятие аккредитационного решения на основе полученных результатов.
На первом этапе проводится анализ внутренней нормативной документации вуза по организации и обеспечению учебного процесса, письменных работ студентов, результатов текущего и итогового мониторинга качества образования.
Далее организуется очное посещение вуза исследовательской командой, включающей представителей работодателей, образовательного и студенческого сообществ. По итогам изучения документации и очного визита в вуз эксперты формируют отчет, который утверждается Высшим экспертным советом АККОРКа. Только после этого отчет представляется членам Аккредитационного совета, которые принимают окончательное решение. В среднем процедура аккредитации занимает полгода.
— Как гарантируется объективность независимой оценки учебных программ и образовательных учреждений?
— Для обеспечения максимальной независимости и объективности оценки мы реализуем ряд мер. Во-первых, с особой тщательностью отбираем экспертов с точки зрения не только профессиональных, но и социально-психологических особенностей (зачастую используем механизмы рекомендаций). Во-вторых, стараемся включать в команду экспертов из других регионов или стран. В-третьих, силами специальной службы агентства прослеживаем работу экспертной бригады на всех этапах, исключая неконтролируемые прямые контакты эксперта и вуза. В-четвертых, проводим многоступенчатую процедуру утверждения отчетов внешними специалистами в сфере качества образования.
Все эти меры позволяют в значительной степени избегать субъективных и ангажированных оценок экспертов. Кроме того, мы как экспертная организация — член Европейской сети гарантий качества в высшем образовании — один раз в три года проходим внешний аудит качества экспертной деятельности силами аудиторов из Европы. Его основная цель — подтвердить независимость экспертиз и аккредитационных решений.
Оригинал статьи: http://b-mag.ru/life_new/education/pub347690