21-27 февраля 2013 г. Газета "Подмосковье. Неделя", №7, "С видом на профессию".
С видом на профессию
Формула успешного профессионального образования пока не нашла своего достойного воплощения в России. С одной стороны, явный дефицит рабочих кадров в стране, с другой, нестабильная система подготовки этих самых кадров. Такое впечатление, что заказчик и исполнитель никак не могут встретиться… Московский колледж связи № 54, который готовит работников отрасли связи для нашего региона, без сомнения, один из примеров того, как должны решаться проблемы среднего профессионального образования.
Качеству подготовки специалистов в 54 колледже можно доверять
В середине февраля на базе колледжа № 54 открывает свою лабораторию один из крупнейших игроков на мировом рынке связи – компания Samsung, не нуждающаяся в особых представлениях. Площадку для подготовки специалистов по наладке и обслуживанию своей аппаратуры самсунговцы выбирали долго и тщательно. К колледжу они присматриваются уже второй год.
Не доверяя многим дипломированным специалистам на рынке труда, компания Samsung предложила выпускникам колледжа свой критерий – тестирование, результаты которого превзошли ожидания. Оказалось, что выходящие из стен колледжа №54 техники обладают объемом и качеством знаний, достаточным для инженерных должностей, на которые выпускники были в итоге приняты.
Владислав Колесников – заведующий уникальной, единственной в России лабораторией Siemens |
Помимо перечисленных выше, в колледже функционируют и другие лаборатории: «Инфокоммуникационные сети связи», «Цифровые системы электросвязи», «Диспетчерский мониторинг и контроль», «Электрорадиоизмерения», «Волоконно-оптические линии связи» и другие, на базе которых студенты получают практические навыки. Такое оборудование, кстати, найдется далеко не на каждом предприятии отрасли.
Как же удалось колледжу создать свою потрясающую материально-техническую базу? Не секрет, что для многих учреждений профессионального образования именно этот вопрос становится тупиковым.
– Нужно разрабатывать реальные программы, под которые будут выделяться деньги, – говорит Ирина Бозрова, заместитель директора колледжа по учебно-методической работе. – В 2008 году колледж стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование», в 2009 и 2010 годах – проекта «Рабочие кадры». Это позволило нам получить гранты на оборудование и развитие, стажировку преподавательского состава. В процессе технического перевооружения завязались связи с крупными корпорациями и солидными партнерами.
Вот и определилась одна из составляющих формулы среднего профессионального образования: отличная материально-техническая база, ориентированная даже не на сегодняшний, а на завтрашний день.
От колледжа – по способностям, региону – по потребностям
Другая составляющая тесно связана с предыдущей – постоянный мониторинг рынка труда.
– Самое главное: соответствие уровня подготовки современным отраслевым профессиональным стандартам и требованиям рынка, – уверена заместитель директора по качеству Ронжина Н.Г. – Нужно тесно общаться с социальными партнерами, для которых мы, собственно, и готовим кадры. Иначе получится паровоз для машиниста, вещь в себе.
– Кстати, о социальных партнерах. Куда потом идут работать ваши выпускники?
– Работа их ждет престижная и неплохо оплачиваемая. Мы готовим кадры для ОАО МГТС, ФГУП Мослифт, ГУП Московский метрополитен, ФГУП «Почта России». Среди социальных партнеров колледжа мировые корпорации Siemens Enterprise Communications и Samsung, компании National Instruments и Huawei.
А учит кто?
Третья составляющая успешного профобразования, конечно,
Перспективы второкурсника Андрея Бузаева из Пушкино – престижная специальность и хорошо оплачиваемая работа |
Они занимаются в трех учебных ресурсных центрах. Центр телекоммуникаций – самый крупный по насыщенности лабораториями, по числу мастерских и по направлениям конкретной связи. Другой центр занимается подготовкой специалистов почтовой связи, третий – общеобразовательной подготовкой и адаптацией первокурсников, пришедших после 9 класса.
Несмотря на высокий профессионализм инженерно-педагогических кадров (39 преподавателей высшей квалификационной категории, 16 «Отличников» и «Почетных работников профессионального образования», 11 преподавателей с ученой степенью и учёным званием), преподаватели ежегодно проходят тестирование, которое готовится и проводится крупными корпорациями.
Взгляд со стороны
Россия наконец-то спохватилась, что теряет авторитет как страна с качественным и, главное, конвертируемым образованием. Учебных заведений разных уровней развелось даже не как грибов, а как плесени, малограмотного населения все больше, подлинной тяги к знаниям – меньше.
Обязательная государственная аккредитация образовательных учреждений, которая уже принесла в конце прошлого года ошеломительные результаты, – лишь один из методов решения проблемы. В новом законе об образовании упомянут и другой вид аккредитации – профессионально-общественная. Колледж № 54 одним из первых добровольно прошел эту процедуру в прошлом году, обратившись в Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) – ведущую независимую экспертную организацию в сфере профессионального образования в России.
– Зачем вам нужна была такая экспертиза? Разве недостаточно высокой оценки социальных партнеров колледжа?
– Любая организация должна развиваться, – считает Наталья Ронжина. – Политика нашего руководства – работа на опережение. Чтобы увидеть себя со стороны, решили пройти общественную независимую оценку качества образования силами агентства АККОРК. Мы увидели себя глазами совершенно посторонних людей. Поняли, что всегда есть что улучшать.
Что же представляет собой такая экспертная оценка? К слову, ее критерии строже и разнообразнее, чем государственная аккредитация. Для оценки образовательной программы приглашаются эксперт от академического сообщества и эксперт от работодателей. К эксперту из системы образования предъявляются требования: наличие ученой степени в области подготовки, стаж административной работы в вузовской среде или среде среднего образования, стаж педагогической деятельности, а также соответствие по личностным характеристикам: аналитический склад ума, ответственность, добросовестность, беспристрастность… К эксперту от работодателей – опыт работы в данной профессиональной области на руководящей должности не менее 5 лет, независимость (работодатель не должен быть напрямую связан с учебным заведением, чтобы оценка была максимально объективной). Все эксперты проходят конкурсный отбор и обучение.
Генеральный директор АККОРК Алексей Белокопытов |
Экспертиза – процесс длительный и очень кропотливый, так как состоит из нескольких этапов, требующих большой подготовки от руководства и сотрудников образовательного учреждения. Один из этапов – проведение самообследования колледжа или вуза по тем критериям и технологиям, которые предлагает АККОРК.
АККОРК может провести экспертизу и по международным стандартам – это к вопросу о конвертируемости нашего образования. Профессионально-общественная аккредитация – процедура добровольная. Однако с каждым годом к услугам АККОРК обращается все больше желающих. Особенно это актуально сейчас, после нашумевших результатов государственной аккредитации, забраковавших многие российские вузы и средние учебные заведения. «Необходимо отметить тренд по изменению роли и места государства: если до сих пор государство реализовывало монопольную процедуру оценки качества образования через государственную аккредитацию, то сейчас ситуация меняется. Расширяются формы и виды государственной оценки деятельности образовательных учреждений. И мы, как одно из ведущих аккредитационных агентств страны, уже почувствовали усиление спроса на качественную независимую оценку», - говорит Алексей Владимирович Белокопытов, генеральный директор АККОРК.
Экспертиза АККОРК позволяет вовремя выявить все слабые места, если они имеют место, а положительная оценка – практически гарантия успешного прохождения госаккредитации.
Прямую заинтересованность в профессионально-общественной аккредитации выказывают и потенциальные работодатели сегодняшних студентов. С одной стороны, работодатели получают гарантию, что выпускники того или иного образовательного учреждения (к примеру, колледжа № 54) по своим профессиональным качествам реально отвечают их требованиям, а с другой – учебные заведения понимают, что они готовят не потенциальных безработных, а специалистов, которые будут востребованы на рынке.
Неужели формула получилась, заказчик и исполнитель наконец-то встретились?
Елена СМИРНОВА