Журнал "Регионы России". "Анализируя качество".

Анализируя качество


Система управления образованием и профессионально-общественная аккредитация


Экономическая глобализация влечет за собой изменение требований к содержанию и качеству процесса образования. В этой связи задача, поставленная президентом страны по обеспечению достойного представительства отечественных вузов в престижных международных рейтингах, - не является данью моде и попыткой «накачать» престиж страны. Это насущная необходимость, вызванная прежде всего потребностями в развитии экономики России. Ни использование, ни развитие, ни разработка передовых технологий в любой сфере экономики невозможно без кадров, которые эти технологии должны использовать, развивать и разрабатывать. Конечно, мысль далеко не революционна и не нова, но острота проблемы на фоне сокращения доли работоспособного населения заставляет говорить о ней, как о важнейшем приоритете государственной политики на ближайшие десятилетия.

Управление качеством – понятие, изначально возникшее в бизнес-среде. Обеспечение качества образовательного процесса – задача, непосредственно связанная с экономикой. Одним из механизмов управления системой образования, что закреплено в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» является профессионально-общественная аккредитация, проводимая как на национальном, так и на международном уровне.

Основные задачи, которые решает независимая аккредитация хорошо известны: определение и признание статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования на основе профессиональных и иных стандартов, которые, как правило, превосходят минимальные требования, установленные органами государственного управления образованием, регулирование спроса на образовательные услуги и поддержание добросовестной конкуренции, удовлетворение спроса конечных потребителей (общественности и работодателей) на получение востребованного профессионального образования, соотнесение между собой образовательных программ различных вузов.

Что касается международной аккредитации, то это механизм, позволяющий соотносить образовательные системы разных стран между собой. Это своеобразная шкала качества, позволяющая гарантировать уровень образования. Установление эквивалентности образования отечественных и зарубежных вузов – острейшая проблема, с которой знакомы не понаслышке не только сами вузы, но и работодатели. Кроме того, международная аккредитация позволяет получать финансирование (в российском варианте чаще всего косвенное – в виде грантов и т. п., в зарубежной практике возможно и прямое бюджетное финансирование), дает возможность решить проблему академической мобильности и признания образования и ученых степеней по крайней мере на уровне конкретных вузов или их объединений, развивать систему дистанционного образования, поддерживать глобализацию профессионального образования и т. п.

Принципиально важно, что международная аккредитация дает возможность отечественным вузам укрепить свои позиции на глобальном рынке образовательных услуг. То есть это механизм поддержания конкуренции в мировом масштабе (пусть это и громко звучит), причем конкуренции добросовестной, основанной на соответствии образовательного процесса международно признанным критериям. Есть и более «приземленное», но не менее практическое значение для России. Значительное число российских вузов имеют возможность получить реальное подтверждение качества предлагаемого образования международным стандартам. В этом смысле нивелируется разница между столичными и региональными, государственными и частными вузами: значение имеет не организационно-правовая форма учебного заведения, не его географическое положение, ни его заслуги в далеком прошлом, а реальное качество услуг в настоящем.

В американском и европейском варианте права и возможности аккредитационных агентств гораздо шире. Как известно, в США федеральное правительство непосредственно не занимается аккредитацией вузов. Функцию проверки и удостоверения качества выполняют аккредитационные агентства.  Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании (ENQA) создана в соответствии с рекомендациями Совета министров образования стран, входящих в Евросоюз, то есть является официально признанной (впрочем, это касается не только ENQA). И даже в европейском приложении к диплому (DiplomaSupplement) необходимо указывать, каким агентством аккредитовано учебное заведение. Отечественный диплом, как известно, подобных «излишеств» не содержит. Вообще в  России независимая аккредитация не влечет каких-то обязательств со стороны государства, но в любом случае при государственной аккредитации вузы подают сведения о результатах профессионально-общественной аккредитации. При сохранении добровольности независимой аккредитации тренд на признание и практическое использовании ее образовательным сообществом, общественностью и работодателями налицо.

Как же оценить рынок аккредитации образовательных услуг в России? Как он функционирует? Кто является ключевым игроком рынка? Вопросы, безусловно важные.  При подготовке данного материала автор изначально ставил перед собой задачу составить список российских аккредитационных агентств и дать возможность читателям сопоставить результаты их деятельности. Но тут возникли неожиданные проблемы. Дело в том, что многие организации, которые осуществляют профессионально-общественную аккредитацию, данную информацию по каким-то причинам не обнародуют. С другой стороны и вузы также не проявляют должной информационной открытости. А между тем – информационная открытость – краеугольный камень, на котором зиждется доверие общества, государства, работодателей, иными словами, всех потребителей, к профессионально-общественной аккредитации. Без нее, информационной открытости, развитие системы профессионально-общественной аккредитации столкнется с непреодолимыми трудностями. Эксперты говорят, что к концу текущего года до четверти всех высших учебных заведений будет иметь опыт прохождения независимых аккредитационных процедур. То есть объем рынка колоссальный. На этом фоне возникает реальная угроза возникновения недобросовестных игроков и потеря доверия к этому инструменту. К сожалению, примеры уже имеются. Государственного реестра добросовестных участников рынка в России нет, поэтому остается надеяться на благоразумие самих учебных заведений.

Любая аккредитация, независимо от того российская она или международная, – это сложный процесс, включающий в себя самообследование вуза, очные аккредитационные визиты экспертов, в том числе международного уровня, анализ нормативной документации, проверка учебных планов, изучение системы менеджмента качества и т. п. – число оцениваемых параметров достигает нескольких десятков, а то и сотен. Сколько в России организаций, на высоком уровне занимающихся профессионально-общественной аккредитацией, - на самом деле большой вопрос. Руководители вузов говорят о том, что число серьезных игроков не превышает пяти. А собственно, на чем основываются их оценки? На опыте? На упоминаемости в специализированных источниках или СМИ? На количестве аккредитационных мероприятий или аккредитованных программ (это разные показатели, и заведомо число проведенных проверок меньше числа официально полученных аккредитаций)? На признании отечественных игроков международными аккредитационными агентствами? Пожалуй, последний вариант представляется наиболее объективным и измеримым. Есть и другие проблемы. Известно, например, что Федерация рестораторов и отельеров самым серьезным образом занимается проблемами подготовки специалистов, начиная от формирования компетентностной модели по различным специальностям и заканчивая аккредитацией учебных заведений. Но список аккредитованных учебных заведений на сайте организации (http://www.frio.ru) отсутствует, хотя – и это прекрасно известно на рынке – аккредитация Федерацией учебного заведения является самым настоящим знаком качества. Иными словами, из поля зрения общественности выпадает огромный пласт важнейшей информации. Абитуриенты и работодатели не имеют доступных и достоверных сведений, позволяющих им определить конкурентоспособность учебного заведения и качество предоставляемых им услуг.

Ключевые вузы страны, попавшие в международные рейтинги, имеют опыт прохождения профессионально-общественной аккредитации. Так, Высшая школа бизнеса МГУ имеет международную аккредитацию, ректор главного университета страны  Виктор Садовничий еще пару лет назад говорил об активной работе по международной аккредитации программ. Но целостной информации на этот счет на сайте МГУ нет. Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, РЭИ имени Плеханова, федеральные университеты имеют международную аккредитацию – и, к их чести, ее обнародуют как свое конкурентное преимущества. А вот МГИМО в 2012 году проходил международную аккредитацию ZEvA (http://www.zeva.org), о результатах не сообщается.

Иными словами, информация разрозненна и несистемная, что, конечно, является огромным минусом. Ключевым учебным заведениям страны еще предстоит показать пример открытости в части предоставления сведений о независимой аккредитации.

В настоящее время в России существует ряд организаций, занимающихся проведением профессионально-общественной аккредитации. Они могут быть универсальными, то есть оценивать программы из разных областей  (Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры «АККОРК»),  или могут сосредоточиться на работе по направлениям (Агентство по аккредитации программ инженерного образования (АИОР), Ассоциация юристов России (АЮР)), или могут представлять интересы работодателей («Опора России», Союз машиностроителей).

Теперь, собственно, перейдем к участникам рынка профессионально-общественной аккредитации.

Важные замечания.

Как формировался список? Мы выстраивали список (автор принципиально уходит от слова «рейтинг») следующим образом.

Был взят топ-30 вузов национального рейтинга университетов http://unirating.ru. Туда входят и федеральные университеты, и национально-исследовательские центры, ряд других крупных учебных заведений. Информация по российской и международной аккредитации позволяла установить список международных агентств, которые аккредитовали российские вузы, и список российских агентств, через которые, как правило, международная аккредитация и осуществлялась. Список отечественных аккредитационных агентств оказался на удивление коротким. (По нашему мнению, данный факт вряд ли это можно отнести к недостаткам рынка независимой оценки и аккредитации, так как небольшой список свидетельствует о преобладании правильного, неформального, подхода учебных заведений к независимой аккредитации, когда важнейшее значение имеет получение объективной картины, а не сертификата, за которым ничего не стоит.)

Автор анализировалоткрытые данные этих аккредитационных агентств, что дало возможность оценить их активность и место на рынке. Мы намеренно используем только открытую информацию, представленную на сайте того или иного агентства, так какпрофессионально-общественная аккредитация подразумевает максимальную открытость для всех заинтересованных сторон: образовательных учреждений, государственных и муниципальных органов, работодателей и их объединений, студентов, абитуриентов и их родителей.

Членство в международных организациях подтверждается наличием соответствующей информацией на их сайте.

Ни одно из независимых агентств не имеет государственного статуса. Преобладающая юридическая форма – автономная некоммерческая организация.

Начнем с тех, кто не вошел в число наиболее активных участников рынка на текущий момент, но со временем должен войти.

  1. Ассоциация менеджеров России (http://www.amr.ru). Выход на рынок независимой  аккредитации намечается на ближайшее время. Образование по специальности «менеджмент» остается одним из самых проблемных в стране, что признано на самом высоком государственном уровне. Ассоциация ставит перед собой цель изменить ситуацию, а с учетом организационного интеллектуального потенциала, она сможет организовать эффективную работу.
  2. Союз машиностроителей России (http://www.soyuzmash.ru) . Мощная структура работодателей, представляющих интересы нескольких миллионов человек, занятых в сфере машиностроения. Острый дефицит кадров в отрасли (до 3 миллионов человек) заставляет искать резервы в повышении качества образования. Первый опыт позитивный опыт профессионально-общественной аккредитации уже имеется.
  3. «Опора России» (http://www.opora.ru) – крупнейшее объединение предпринимателей России. Проект по профессионально-общественной аккредитации уже стартовал. Создан свой аккредитационный совет.
  4. Федерация рестораторов и отельеров. О ней мы уже писали выше. Уже серьезный игрок в своем сегменте рынка. Не хватает только информационной открытости.

Открытые данные по агентствам, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию:

Название и сайт Количество аккредитованных программ в 2012 году, включая международную аккредитацию
Количество учебных заведений, прошедших процедуру аккредитации программ в 2012 году
Членство в международных организациях
Количество аккредитованных программ по международным стандартам
Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования (Томск)
http://www.ac-raee.ru

 7  3(все вузы) ENAEE
http://www.enaee.eu
INQAAHE
http://www.inqaahe.org
APQN
http://www.apqn.org

 7
Ассоциация юристов России (Москва)
http://www.alrf.ru
 Нет информации  42 (все – вузы)  Не состоит  0
 Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации – Нацаккредцентр (Йошкар-Ола)
http://www.ncpa.ru

 10  5(все вузы) INQAAHE
http://www.inqaahe.org
ENQA
http://www.enqa.eu
CEENQA
http://www.ceenetwork.hu
APQN
http://www.apqn.org

 Нет информации
Агентство по контролю качества образования и развития карьеры «АККОРК» (Москва)
http://www.akkork.ru

 321 31 – вузы
32 –образовательные учреждения среднего профессионального образования

EFQUEL
http://www.efquel.org
FIBAA
http://www.fibaa.org
INQAAHE
http://www.inqaahe.org
APQN
http://www.apqn.org
ENQA
http://www.enqa.eu
CEENQA
http://www.ceenetwork.hu
EQANIE
http://www.eqanie.eu
CHEA
http://www.chea.org

 298


Подчеркнем еще раз: мы специально не рейтингуем независимые агентства по количественным показателям, так как анализировать рынок в условиях неполноты информации – дело не совсем корректное. Хотя, безусловно, число аккредитованных программ говорит о возможностях и авторитете того или иного участника рынка. Кроме того, все заинтересованные стороны должны владеть информацией о том, какие российские агентства являются признанными в Европе и мире. Для полноты картины мы приводим данные по признанию российских агентств международными партнерами.

Ниже мы приводим список международных агентств с их краткой характеристикой и упоминанием статуса их российских партнеров – независимых аккредитационных агентств.

ENAEE (http://www.enaee.eu) – Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education) сеть аккредитационных агентств, занимающихся аккредитацией инженерных образовательных программ. Ассоциация инженерного образования является одним из учредителей и полноправным членом агентства.

EQANIE- Европейская сеть гарантий качества программ в области информационных технологий и программирования (The European Quality Assurance Network forInformatics Education) – некоммерческая ассоциация, занимающаяся оценкой и предоставлением гарантий качества образования в области информационных технологий и программирования в странах Европы. EQANIE  основана в январе 2009 года в Германии. Единственный член от России – АККОРК.

ENQA – (European Associationfor Quality Assurance in Higher Education – крупнейшая Европейская сеть по обеспечению качества высшего образования, основанная основана в 2000 г . для развития обще-европейского сотрудничества в области обеспечения качества образования. В России только два агентства имеют ассоциированный статус: Нацаккредцентр (Йошкар-Ола) и АККОРК (Москва).  Ассоциированный статус получают добросовестные организации или агентства, предоставляющие гарантии качества высшего образования, в том числе с учетом требований ENQA, но без права присвоения статуса ENQA.

EFQUEL – Европейский фонд гарантии качества электронного обучения (European Foundation of Qualityine-Learning) — ведущее аккредитационное агентство Европы, специализирующееся на оценке гарантий качества и аккредитации деятельности высших учебных заведений в сфере e-learning. EFQUEL представляет собой сеть, состоящую более чем из 100 организаций (университеты, корпорации, консалтинговые компании органов и национальных агентств), представляющих Европу и другие страны. Отечественные аккредитационные агентства представлены АККОРК.

Фонд аккредитации международных программ по бизнес-администрированию FIBAA (The Foundationfor International Business Administration Accreditation) – является ведущим немецким аккредитационным агентством в области удостоверения качества образования. Партнер в России – АККОРК.

Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE (The International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education)была основана в 1991 году. Сеть INQAAHE является одной из самых авторитетных организаций, занимающихся оценкой качества высшего образования. Полноправными членами организации являются Ассоциация инженерного образования России, Нацаккредцентр и АККОРК.

Азиатско-Тихоокеанская сеть по гарантиям качества образования APQN (The Asia-Pacific Quality Network) объединяет более 20 членов, занимается улучшением качества высшего образования в регионе через развитие систем гарантий качества и сотрудничество между различными аккредитационными агентствами. Полноправными членами от России являются АККОРК, Нацаккредцентр и Ассоциация инженерного образования России.

Сеть агентств гарантий качества высшего образования Центральной и Восточной Европы CEENQA основана в 2001 году, объединяет 25 организаций. (The Network of Central and Eastern European Quality Assurance Agencies in Higher Education).Целью является развитие и гармонизация высшего образования в Европе, объединение усилий по обеспечению качества образовательного процесса. Членами CEENQA являются Нацаккредцентр и АККОРК.

Совет по аккредитации высшего образования США CHEA (The Council for Higher Education Accreditation). CHEA – старейшая в мире сеть аккредитационных агентств. Сотрудничает с 3 000 университетами и колледжами, а также с 60 ведущими организациями по всему миру, занимающимися независимой оценкой качества образования. Единственный представитель от России – АККОРК.

Дмитрий Баранов, независимый аналитик


  http://www.gosrf.ru/news/9024/