16 мая 2013 "Аргументы недели", "Российское образование: шаг вперед".
Российское образование: шаг вперёд
№ 18 (360) от 16 мая 2013 [«Аргументы Недели», Дарья ФИЛИППОВА]
Образованность и подготовка молодых специалистов напрямую зависят от уровня обучения в вузах. Поэтому сегодня российские учебные заведения, имеющие возможность гарантировать качество предоставляемых образовательных услуг, проходят общественно-профессиональную аккредитацию. Для нашей страны эта процедура знаменовала новый этап развития системы профессионального образования, поставив во главу угла качество подготовки молодых специалистов и их соответствие потребностям рынка труда.
Сегодня в России учатся около 6,5 млн. студентов, но, выйдя из стен вуза даже с красным дипломом, далеко не все могут найти достойную работу. В частности, из-за того, что работодателей попросту не удовлетворяет уровень знаний и умений выпускников. В итоге около 30% безработных в России – это молодёжь.
На решение этой проблемы сегодня и направлены усилия властей. Государство создаёт необходимые условия для развития независимой оценки и реализуемой на её основе общественно-профессиональной аккредитации программ обучения. Сегодня проведение независимой экспертизы уже закреплено на законодательном уровне – в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу 1 сентября 2013 года.
Главная цель независимой экспертизы – это определение качества реализации образовательных программ. Внимание уделяется не только самому учебному процессу, но и его результату – полученным знаниям, их соответствию реальным потребностям рынка труда. Экспертное сообщество выявляет, действительно ли выпускники подготовлены к работе по полученной специальности.
«Наличие у вуза госаккредитации не гарантирует, что учебное заведение пройдёт и общественно-профессиональную. В рамках новой процедуры работодатели получают право ставить оценку вузам и делать эту оценку публичной», – отмечает ректор Университета «Синергия» Юрий Рубин.
Заинтересованы в нововведении и рынок труда, и студент, который учится не только ради того, чтобы получать знания (этим можно заниматься и всю жизнь), но и применять их, состояться в профессии. Наличие же такого «знака качества» у высшего учебного заведения напрямую говорит о его респектабельности и, главное, о том, что здесь действительно можно получить хорошее образование.
«Сегодня общественно-профессиональная аккредитация носит добровольный характер. Её наличие у вуза будет для абитуриентов плюсом, она поможет облегчить выбор учебного заведения, повысив его рейтинг. Прохождение этой процедуры напрямую будет говорить о желании вуза развиваться, о его эффективности и конкурентоспособности», – считает Алексей Белокопытов, генеральный директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Но, по его мнению, ещё предстоит пройти определённый путь, например, сформировать экспертное сообщество, проводящее эту аккредитацию.
А судьи кто?
В процедуре независимой оценки образования могут участвовать представители общественных, профессиональных организаций и сообществ: в числе экспертов и студенты, и работодатели, напрямую в этом заинтересованные. Все они должны пройти обучение, знать, что именно от них требуется. Оценка образовательных программ проводится открыто, а благодаря участию привлечённых экспертов её результаты помогают сформировать независимое и объективное мнение.
Пётр Тимошин, заместитель председателя Общероссийской студенческой организации «Всероссийский студенческий союз», непосредственно принимавший участие в оценочных процедурах, рассказал об этапах прохождения общественно-профессиональной аккредитации. «Вуз, изъявивший желание её пройти, подаёт заявку. Она обрабатывается, и агентство, которое занимается независимой оценкой, выбирает необходимых экспертов в зависимости от того, какую образовательную программу предстоит оценивать. За месяц до их визита в учреждение высылаются вопросы по каждой учебной программе. Этот отчёт должны заполнить в вузе. Он нужен экспертам, чтобы подготовиться к проверке, понять, на какие аспекты стоит обратить особое внимание».
Такой механизм уже работает в нашей стране. Но, учитывая, что общественно-профессиональная аккредитация является добровольной, не все вузы спешат её проходить. Как правило, оценить учебные программы желают образовательные заведения с именем, уверенные в себе и взвесившие свои силы.
Программа визита согласуется с принимающей стороной. Приехав на место, эксперты проводят все необходимые мероприятия: общаются со студентами, преподавателями, администрацией, знакомятся с документацией, чтобы получить нужный объём информации. Основываясь на полученных результатах, наблюдатели пишут отчёт, в котором выносят своё решение. Окончательную же оценку ставит аккредитационный совет проводящей эту процедуру независимой организации.
«Такая экспертиза выявляет, в какой мере выпускники обладают достаточной компетенцией, чтобы занять рабочее место сразу после получения диплома», – полагает Юрий Рубин.
Однако ничего не бывает идеально. В образовательной программе всегда можно что-то улучшить и подкорректировать, поэтому некоторые замечания могут носить рекомендательный характер. Например, сегодня в российских учебных заведениях мало внимания уделяется практике студентов. Она часто является некоей формальностью – отметкой в зачётной книжке, не имеющей ничего общего с будущей профессией и истинно нужными навыками. Эксперты же утверждают,что преодолеть это можно, сделав повсеместными профильные кафедры в вузах. В ином случае студент не получает опыта, которого от него требуют работодатели, и часто оказывается за бортом, в числе всё тех же пресловутых 30% безработных.
О чём говорит международный опыт?
Как правило, зарубежные учебные заведения имеют не только национальные, но и профессиональные стандарты. В последних чётко прописано, что должен знать студент, чтобы в будущем работать в конкретной организации. В связи с этим и сама система обучения за рубежом выстроена несколько иначе: исходя из требований профессиональных стандартов человек самостоятельно выбирает необходимые ему предметы. Таким образом, выбор дисциплин достигает 70%.
Однако проблема недостаточной подготовленности выпускников стоит и за границей. Западные СМИ отмечают, что знания и подготовка студентов колледжей США не всегда устраивает работодателей. «Сегодняшние студенты колледжей серьёзно страдают от экономического спада, однако проявляют поразительную самоуверенность, превосходящую уровень их навыков, хотя именно за счёт этих навыков им и предстоит преодолевать лежащий впереди путь». Студенты утверждают, что хорошее образование – это возможность больше зарабатывать, но многие работодатели говорят, что выпускникам зачастую не хватает элементарных рабочих навыков. Эксперты же утверждают, что причина не только в недостаточном качестве образования, но и в инфантильности современных выпускников. Они попросту оказываются не готовы к взрослой жизни, в том числе и к ответственному труду.
Но хотя и принято считать, что в поисках лучшей доли из России уезжает много молодёжи, наша страна стоит далеко не на первом месте по утечке кадров. Её обгоняют и Франция, и США, и Германия. «Если говорить о дальнейшем трудоустройстве студента, я считаю, что если он учился на платном отделении, за свои деньги, то, получив диплом, может делать что пожелает. Но если за его образование платило государство, то есть мы, налогоплательщики, то я не хочу, чтобы выпускник уезжал работать, например в Америку. Я считаю, он обязан государству и должен отработать в России какое-то количество лет», – считает Пётр Тимошин.
На решение проблем утечки кадров и безработицы молодёжи в нашей стране и направлена набирающая обороты общественно-профессиональная аккредитация. «По идее, работодатели начнут обращать внимание на выпускников учебных заведений с этой аккредитацией и охотнее брать их на работу», – резюмирует Алексей Белокопытов.А значит, получив диплом, молодой специалист не будет чувствовать себя ненужным в своей стране.