Сентябрь 2014 г., журнал «Качество образования». Международный форум «Алтай-Азия»: навстречу интеграции образовательных систем
Международный форум «Алтай-Азия»: навстречу интеграции образовательных системВ конце сентября в Барнауле прошел II Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2014: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Он был проведен по инициативе Алтайского государственного университета при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и администрации Алтайского края.В Форуме приняли участие более 300 представителей 70 российских и зарубежных вузов, науки и бизнеса, производства, государственных и общественных деятелей Евразийского социально-экономического региона.
Программа II Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2014» была чрезвычайно насыщенной. В течение двух дней его участники на разных площадках обсуждали новые вызовы и лучшие практики евразийского образовательного пространства, сетевые формы взаимодействия при реализации образовательных программ и вопросы интернационализации образования, возможности практико-ориентированной среды образовательного учреждения как фактора повышения качества образования, лучшие практики электронного обучения в условиях нового образовательного ландшафта, независимую оценку качества образования на примерах современного опыта России и азиатских стран имногое другое.
Выступая на открытии форума, губернатор Алтайского края Александр Карлин подчеркнул значимость вопросов, предложенных для обсуждения: «Администрация края заинтересована в развитии системы высшего образования, ведет в этом направлении конкретную работу и приобретает интересный опыт сотрудничества в сфере науки и производства. Мы на практике создаем максимально благоприятные условия для реализации потенциала молодых людей, а также научной и академической общественности края. С этой целью администрацией края заключены договоры о сотрудничестве с вузами региона, в том числе классическим университетом. Совместно с Сибирским отделением РАН ведутся работы по созданию Алтайского научного центра, базовой площадкой для которого выступит АлтГУ». Одним из важных результатов проведения Первого форума в 2012 году А.Карлин назвал решение о создании Ассоциации азиатских университетов.
Президент Ассоциации азиатских университетов, председатель Совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай, ректор АлтГУ Сергей Землюков подчеркнул в своем приветственном слове участникам Форума:«Два года назад мы открыли первый образовательный форум, где поставили задачу исследовать все те процессы в образовании, которые происходят в вузах Центрально-Азиатского региона. С тех пор мы находились в тесном контакте с нашим коллегами и теперь подготовили второй образовательный форум, на котором планируется не только продолжить рассмотрение ранее поднятых тем, но и выявить новые вызовы и практики, которые появились за это время в образовательном пространстве Центральной Азии, а также наметить пути их решения. Это позволит нам активнее работать, более творчески подходить к образовательному процессу, а также модернизировать его в интересах развития нашего региона и нашего сотрудничества». Он особо отметил, что цель мероприятия заключается в том, чтобы взаимодействие между вузами, регионами и странами приобрело постоянный характер,и они смогли бы перенять друг у друга лучшие образовательные традиции.
Торжественное открытие Форума завершилось выступлением первого секретаря посольства Китайской Народной Республики МэйяХаньчэня: «Всем известно, что отношения между Россией и Китаем сейчас находятся на высоком уровне своего развития. Китайское правительство относит сферу образования к одному из важных направлений этого взаимодействия. За последнюю четверть лет совместными усилиями наших государств сделано много, но лидерами России и КНР сейчас поставлена новая задача – довести общее количество студентов к 2020 году до 100 тысяч. Это большая задача, но мы будем трудиться вместе, и нас ждет прекрасное будущее!»
Пленарное заседание образовательного форума «Алтай-Азия 2014» было посвящено двум темам: «Современные тенденции развития высшего образования» и «Интеграционные процессы в высшем образовании», и сопровождалось работой параллельных сессий. С открытыми лекциями выступили ведущие ученые Сибири. Кроме того,в рамках Форума была организована работаВсероссийского студенческого семинара-практикума «Качественное образование – путь к успешной карьере». Модераторами и ключевыми спикерами стали ректоры вузов Центральной Азии и эксперты в сфере высшего образования.
В первый день Форума прошло заседание Ассоциации азиатских университетов. В работе заседания приняли участие представители Российско-Армянского (Славянского) университета, Восточно-Казахстанского государственного технического университета, Восточно-Казахстанского государственного университета, Кыргызского государственного технического университета, Сынцзянского университета (КНР), Кыргызско-Российского Славянского университета,Таджикского национального университета,Алтайской государственной академии культуры и искусств и других вузов.
Присутствующие обсудили итоги первого года работы Ассоциации азиатских университетов и планы своего развития. «За год с момента создания Ассоциации азиатских университетов было сделано немало: реализуются совместные образовательные программы, осуществляется академический обмен преподавателями и студентами, решаются вопросы проведения совместных научно-исследовательских проектов, – отметил президент Ассоциации, ректор АГУ Сергей Землюков. – Любой вуз, который желает зарекомендовать себя на образовательном рынке, должен привлекать студентов в первую очередь качественными образовательными программами. Это первая задача, которая стоит перед Ассоциацией азиатских университетов, перед вузами, входящими в состав Шанхайской организации сотрудничества. Мы должны сделать наши вузы конкурентоспособными на азиатском рынке, разработать совместные эксклюзивные образовательные программы, которые бы привлекали студентов из всех стран мира. Вторая задача – сделать более эффективным студенческий обмен. Здесь важно выработать единые подходы к оценке знаний студентов и подтверждению их квалификации через так называемую, кредитную систему. Такая система существует во всех вузах, которые входят в Ассоциацию. Она заключается в том, что студент может прослушать курс в одном университете, а затем в другом, куда он перейдет, этот курс ему будет зачтен для дальнейшей квалификации».
На заседаниибыло единогласнорешенопринять в члены Ассоциации азиатских университетов Государственныйинститут изобразительных искусств и дизайна Таджикистана (г. Душанбе, Республика Таджикистан), Евразийскийнациональныйуниверситетим.Л.Н.Гумилева (г.Астана, Республика Казахстан), Завханскийуниверситет (г.Завхан, Монголия), Казахскийуниверситет экономики,финансов и международной торговли (г. Астана, Республика Казахстан). В работе заседания Ассоциации приняла участие представитель еще одного университета, изъявившего желание стать членом организации, – проректор по международным связям и научной работе Тувинского государственного университета (г. Кызыл, Россия) Урана Ондар. Присутствовавшая на заседании представитель Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н.Ельцина сообщила о том, что индийский Университет Джавахарлала Неру также заинтересован во вступлении в Ассоциацию. Поэтому в 2015 году география Ассоциации может расшириться благодаря членству представителей Индии.
В планах Ассоциации – проведение в 2015 году Азиатского студенческого форума и в 2016-м– III Международного образовательного форума «Алтай-Азия». Во время заседания поступило предложение провести молодежный Форум в следующем году на берегу озера Иссык-Куль на базе университетов Кыргызстана, а руководитель службы международного сотрудничества и творческой деятельностиКазахского национального университета искусствАлибек Батыров предложил провести Азиатский студенческий форум 2017 года в Астане, в период проведения там Всемирной выставки ЭКСПО. Представитель казахстанского вуза также пригласил всех членов Ассоциации принять участие в 43-й Всемирной конференции по традиционной музыке и танцу, которая впервые за свою историю будет проведена на территории СНГ, в Казахстане. В этом представительном Форуме участвуют ученые со всего мира, в том числе из Сорбонны и Кембриджского университета.
Во второй день II Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2014» было проведено совместное заседание Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по проблемам высшей школы и Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа.Представители Минобрнауки РФ выступили модераторами выездного обучающего семинара по вопросам реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». Состоялся ряд других мероприятий.
Одним из ключевых событий второго дня стала сессия «Независимая оценка качества образования: современный опыт России и азиатских стран», модераторами которой выступили генеральный директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), к.ю.н.Сергей Анисимов и первый проректор АлтГУ по учебной работе, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса, д.ю.н. Евгений Аничкин.Во время работы площадки состоялось обсуждение опыта независимой оценки качества образования в России и азиатских странах,а также существующей и успешно работающей модели профессионально-общественной аккредитации. Присутствующие познакомились с деятельностью агентств по оценке качества образования,процедурами, механизмами и методиками независимой экспертной оценки. Эти вопросы, в частности, затронули в своих выступленияхпрофессор, заведующий кафедрой социологии социальной сферы РГСУ Татьяна Юдина и старший преподаватель Института естественных наук СВФУ Елена Васильева.
Поскольку Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры является quality hub Азиатско-Тихоокеанской сети погарантии качества образования (APQN), генеральный директор АККОРК Сергей Анисимов рассказал присутствующим об опыте и тенденциях развития системы независимой оценки качества образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также о работе в сфере профессионально-общественной аккредитации, проводимой агентством АККОРКсовместно с партнерами: «ОПОРОЙ России», Ассоциацией менеджеров России, Союзом машиностроителей России, Федерацией Рестораторов и Отельеров. «На сессии мы подтвердили, что сейчас действительно есть механизмы и способы, которые позволяют реализовывать независимую оценку качества образования. Более того, они позволяют использовать работодателей как аккредитаторов при процедуре профессионально-общественной аккредитации. Это крайне нужно и важно, особенно для регионов, в которых акцент развития смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона», – подытожил Сергей Анисимов.
В завершение Форума была принята резолюция, в которой, помимо обобщающей информации о форуме «Алтай-Азия 2014» и списка основных вузов евразийского образовательного пространства, были сформулированы предложения по совершенствованию образовательной системы России и азиатских государств. Во-первых, предложено выработать совместную стратегию на образовательном пространстве с помощью тех мер, что предложены в резолюции. Во-вторых, по мнению участников Форума, следует усилить работу по активизации государственной поддержки международных проектов, инновационных и практико-ориентированных программ, сетевого образования. В-третьих, подчеркивается необходимость поддержки русского языка и его продвижения за рубежом. Кроме того, было решено расширить практику изучения азиатских языков в российских университетах и увеличить количество представительских, образовательныхи культурных центров российских университетов в странах Азии.
«Еще одно предложение появилось в ходе обсуждения большинства вопросов на секциях Форума. Оно касается создания правовой базы, регулирующей новые образовательные системы, – отметил на закрытии Форума проректор по учебной работе АлтГУ Евгений Аничкин. – Участники «Алтай-Азии 2014» сошлись во мнении, что Форум должен продолжать работу в качестве постоянной коммуникационной площадки по обсуждению актуальных проблем образования. В связи с этим целесообразно создать на базе Алтайского госуниверситета Центр изучения лучших евразийских образовательных практик».
Резолюция II Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2014», принятая единогласно, будет направлена всем участникам Форума, в Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Россотрудничество, Росмолодежь и другие профильные российские и зарубежные организации. На закрытии Форума также было объявлено, что Алтайскому госуниверситету присвоен статус полного члена Азиатско-Тихоокеанской сети гарантиикачества образования.
«Участники Форума провели много встреч, активных дискуссий, которые подтвердили тот факт, что для «Алтай-Азии 2014» были выбраны актуальные вопросы, волнующие образовательное сообщество России и стран Азии, – подчеркнул ректор АлтГУ Сергей Землюков. –Хочется, чтобы те вопросы, которые были подняты на Форуме, обсуждались и прорабатывались и после его окончания. Тем более что мы намерены продолжить их рассмотрение со всеми заинтересованными коллегами в электронном, сетевом формате. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в работе нашего Форума, и надеюсь, что это поспособствовало не только расширению ваших контактов, но и решению актуальных проблем, определению новых путей взаимодействия. Завершая II Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2014», я приглашаю всех к участию в следующем Форуме – «Алтай-Азия 2016».
Все материалы Форума будут обобщены и выставлены на сайте Алтайского госуниверситета (www.asu.ru)на странице «Алтай-Азии 2014».