Март 2015 г. АККОРК как звено международной интеграции

АККОРК стал первой российской организацией, заявившей о приверженности стандартам ESG и начавшей не только использовать их в своей деятельности, но и проводить работу по популяризации этих стандартов в образовательном сообществе. 

Этот выбор во многом определил дальнейшее развитие международной деятельности нашего агентства. Тесное сотрудничество с ведущими мировыми ассоциациями по гарантиям качества образования и расширение круга зарубежных партнеров стало одним из основных направлений работы АККОРК. Таким образом, агентство получало возможность, во-первых, держать руку на пульсе международных тенденций развития сферы гарантий качества, контролировать собственные позиции на национальной и международной арене, получать объективную информацию о соответствии своей деятельности избранным в качестве эталона зарубежным стандартам. Во-вторых, активная международная деятельность стала одним из способов устранения барьеров между российской и европейской системами гарантий качества. Российские вузы и зарубежные организации по оценке качества при посредничестве АККОРКа получили возможность познакомиться друг с другом, преодолеть различия в языке, менталитете, подходах и принципах работы, избавиться от мешающих стереотипов и начать эффективное сотрудничество.

Среди наиболее крупных и авторитетных мировых сетей в области гарантий качества образования лидирующие позиции занимают Международная сеть агентств по обеспечению качества в высшем образовании INQAAHE, Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании ENQA и Азиатско-Тихоокеанская сеть по гарантиям качества APQN. Стандарты и кодексы добропорядочной практики, разработанные этими ассоциациями, изначально использовались агентством АККОРК в качестве ориентира при организации собственной деятельности. В дальнейшем агентство получило членство как в этих крупнейших организациях, так и в других международных сетях, среди которых Сеть агентств гарантий качества высшего образования Центральной и Восточной Европы (CEENQA), Евразийская сеть обеспечения качества образования (ЕСОКО), Европейская сеть обеспечения качества образования по информатике (EQANIE). 

В марте 2015 года советом директоров ENQA было принято решение о полноправном членстве АККОРК в ассоциации. Это событие стало знаменательным для агентства, так как статус полноправного члена ENQA заверяет все заинтересованные стороны в высоком качестве экспертиз, проводимых АККОРК, а также означает переход развития внутренних механизмов обеспечения качества на новый этап ‒ этап международной интеграции и наднациональный уровень обеспечения качества. 

Для агентства при получении полноправного членства стали актуальными такие направления работы, как участие в разработке образовательных стандартов, аккредитации и сертификации образовательных организаций и услуг за рубежом, подготовка экспертов в области оценки качества образования с присвоением степени европейского эксперта

Международная аккредитация 

Получение полного членства в ENQA  имеет огромное значение как для самого агентства, так и для сотрудничающих с ним российских вузов: отныне у них появится возможность проходить внешнюю оценку в национальном агентстве, результаты которой признаются европейским образовательным сообществом и учитываются зарубежными партнерами наравне с заключениями ведущих международных организаций по оценке качества образования. 

Агентство АККОРК уделяет большое внимание вопросам формирования экспертных панелей в соответствии с требованиями ESG, рекомендациями международных сетей и общепринятой мировой практикой. Уже несколько лет любому вузу, обратившемуся в агентство для прохождения процедур внешней оценки, предоставляется возможность получить международную аккредитацию: в терминах АККОРК это аккредитация с привлечением зарубежного эксперта. В связи с этим одним из направлений развития международного сотрудничества АККОРКа является взаимодействие с зарубежными агентствами по гарантиям качества по вопросам обмена экспертами – таким образом, АККОРК уже удалось сформировать пул иностранных экспертов, включающий специалистов по самым разным направлениям подготовки. В ряде случаев АККОРК обращается с просьбой порекомендовать эксперта в международные ассоциации по профилю, соответствующему направлению проходящей оценку образовательной программы. 

На сегодняшний день Международным аккредитационным советом АККОРК аккредитованы 4 программы Северо-Кавказского федерального университета, 7 программ Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 5 программ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 4 программы Казанского (Приволжского) федерального университета и 1 программа Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. 

Зарубежная аккредитация 

 Многие российские вузы, ставящие перед собой задачи повышения международной конкурентоспособности и выхода в глобальное образовательное пространство, стремятся пройти оценочные процедуры не только в национальных организациях по гарантиям качества, но и в зарубежных аккредитационных агентствах. Для вуза это новый международный опыт, знакомство с подходами и практикой экспертизы зарубежной организации, чьи требования могут быть несколько иными по сравнению с требованиями национальных агентств, иногда – более высокими. Кроме того, обращаясь к иностранным экспертным организациям, вуз может выбрать агентство, чей профиль деятельности соответствует его потребностям, тогда как в национальных рамках такой выбор возможен далеко не всегда. Например, в немецкий фонд международной аккредитации программ в области бизнес-образования FIBAA обращаются учебные заведения, реализующие программы соответствующего профиля, из разных стран, так как знак качества FIBAA заслужил международное признание и доверие студентов и работодателей. 

В то же время прохождение аккредитации в европейских агентствах сопряжено для российских вузов со значительными организационными сложностями. Зарубежному партнеру, не знакомому с особенностями российской системы образования, потребуется перевод множества документов, а у вуза могут возникнуть трудности на этапе подготовки к прохождению экспертизы и составления отчета о самообследовании, если требования и процедуры этого агентства существенно отличаются от внутринациональных. 

Чтобы упростить российским учебным заведениям прохождение оценки и аккредитации в иностранных агентствах, АККОРК заключает соглашения о совместном проведении оценочных процедур с различными европейскими организациями по гарантиям качества образования, входящими в состав ENQA. 

Для вузов, обратившихся в АККОРК с целью получения зарубежной аккредитации, аккредитационные процедуры проводятся следующим образом: агентства-партнеры формируют общую экспертную команду, в состав которой включаются 2 представителя зарубежного агентства и 1-2 представителя АККОРКа. После проведения экспертизы каждый эксперт готовит отчет, которые предоставляются в аккредитационные органы обоих агентств. Итоговое решение принимает как АККОРК, так и партнерское агентство, после чего в случае успешного прохождения оценки вуз получает свидетельства об аккредитации от обоих партнеров. 

С момента запуска проекта зарубежной аккредитации в АККОРКе по сегодняшний день агентству удалось заключить соглашения о совместной аккредитации с авторитетными европейскими и азиатскими организациями по гарантиям качества, среди которых упомянутый выше фонд FIBAA, немецкое Центральное агентство по оценке и аккредитации ZEvA, испанское Аккредитационное агентство Deva-AAC, Тайваньское агентство по оценке качества образования (TWAEA). 

Одновременно с развитием этого направления постепенно возрастает интерес российских вузов к зарубежной аккредитации: например, Российский университет дружбы народов уже получил аккредитацию FIBAA-АККОРК 12 своих программ. А Самарский государственный аэрокосмический университет имени С.П. Королева  получил аккредитацию ZEVA-АККОРК 5 программ, в том числе 2 программ аспирантуры. В настоящий момент реализуются проекты зарубежной аккредитации и других учебных заведений.

Активное взаимодействие АККОРК с зарубежными партнерами, а также постоянная работа, в частности, в области разработки методологии, совершенствования национального законодательства и популяризации в России успешного заграничного опыта удостоверения качества являются весомым вкладом в решение стратегически важной для страны задачи интеграции в мировое образовательное пространство. 
(по материалам журнала «Качество образования»)