Проекты Tempus как стимул для развития
В очередном совместном российско-европейском проекте, поддержаном в программе Tempus, впервые функция контроля качества доверена отечественному агентству по гарантии качества образования. Высокая степень отвественности, обусловленная пристальным вниманием Еврокомиссии к результатам проекта, сочетается для агентства с возможностью интенсифицировать международную деятельность, расширить пул российских и зарубежных экспертов и значительно упрочить свой авторитет. Об этом наше интервью с генеральным директором Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры Алексеем Белокопытовым.
— Расскажите подробнее о проекте Tempus, в котором вы принимаете участие.
— Это проект по созданию магистерской программы по технологиям управления водными ресурсами. Заявка по проекту была подана в апреле 2009 года от Университета Генуи (Италия). Этот университет выступает как главный координатор, взаимодействующий с Европейской комиссией. Университет Генуи — очень крупный итальянский вуз, который не первый раз участвует в программе Tempus, причем предыдущий его проект также реализовывался в партнерстве с российскими вузами, в том числе с Тамбовским государственным техническим университетом, который и в этот раз попал в список участников. Всего в проекте задействованы 16 организаций. Координационные функции на территории РФ осуществляет МГТУ им. Н. Э. Баумана — он несет ответственность, хотя и неформально, за всю российскую часть проекта.
Кроме того, среди партнеров Московский государственный университет землеустройства, Ставропольский государственный аграрный университет, Владимирский государственный университет, Уральский государственный технический университет им. Б. Н. Ельцина, Тамбовская региональная администрация, Словацкий университет технологий в Братиславе, Фонд АМГА, Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Союз промышленников и предпринимателей Свердловского региона, ООО «Барамембранная технология», Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды Ставропольского края, Университет Мидлэссекс в Лондоне, администрация провинции Генуи.
— Весьма разнородный состав…
— Да, и с точки зрения Еврокомиссии это — залог успешности проекта. То, что большинство участников из России, вполне понятно — так бывает почти всегда в совместных проектах европейских стран и Российской Федерации. Связано это с тем, что Евросоюз стремится таким образом помочь России восполнить нехватку специалистов в тех областях, где европейские университеты накопили больше опыта, и вовлечь в процесс взаимодействия как можно больше перспективных российских вузов и организаций. Кроме того, предпочтение отдается тем проектам, в которых участвуют не только столичные вузы, но и региональные, а также те, которые поддержаны областной администрацией. Традиционно считается, что в Москве и Санкт-Петербурге вузы располагают бОльшими ресурсами для развития, нежели удаленные от центра, и проекты Tempus призваны помочь выровнять ситуацию и способствовать повышению качества образования на периферии. Что касается темы данного проекта, то она особенно актуальна, потому что в России нет специалистов по управлению водными ресурсами с международным опытом, при этом проблема рационального менеджмента в этой сфере в Российской Федерации требует незамедлительного решения.
— На какое время рассчитан проект и каковы основные этапы реализации?
— Период реализации проекта — с января 2010 года по январь 2013 года. В начале 2010 года состоится первое координационное собрание, после чего начнется разноплановая деятельность в соответствии с утвержденным графиком: работа над контентом программы, над методической частью, создание лабораторий, переподготовка российских преподавателей в Европе и т. д. На каждой стадии проекта будет проводиться координационное собрание, которое позволит оперативно скорректировать темп и направление работы. К концу заявленного срока 1–2 группы студентов уже должны пройти обучение по разрабатываемой программе и подготовить магистерскую диссертацию, то есть обучение студентов начнется с 2011 года.
— Верно ли то, что проект не предполагает ведение научно-исследовательской деятельности по проблеме и в основу программы будет положен уже готовый материал?
— Да, в основу магистерской программы будет полжена соответствующая бакалаврская программа Университета Генуи. В рамках пилотного проекта обучение магистрантов будет вестись в трех вузах-партнерах: МГТУ им. Н. Э. Баумана, Тамбовском гостехуниверситете и Уральском государственном техническом университете им. Б. Н. Ельцина. Все учебные и методические материалы по этому курсу будут готовиться на двух языках: русском и английском, а выпускники магистратуры, успешно защитившие итоговую работу, могут рассчитывать на двойной диплом.
— Для АККОРК это первый опыт участия в подобных проектах?
— Да, насколько мне известно, это вообще первый опыт участия российского агенства по гарантии качества образования в проекте Tempus. Кроме того, и среди европейских партнеров в других проектах не так часто встречаются организации такого рода. Поэтому, на мой взгляд, полноценное участие агентства по гарантии качества образования в проекте, предполагающее контроль и оценку на всех стадиях реализации, это достаточно новый опыт для программы Tempus в целом.
— Насколько четко определены функции АККОРК в проекте?
— В принципе, функции Агентства вынесены в планирование, но я не могу сказать, что они определены совершенно четко. Представители АККОРК должны присутствовать практически на всех мероприятиях в рамках проекта и по итогам каждого представлять свои замечания и предложения. Отчеты АККОРК будут направляться главному координатору проекта — Университету Генуи. На сегодняшний день АККОРК начал работу по изучению ранее реализованных проектов в этой области, в частности опыт Университета Генуи, для того чтобы к первому координационному собранию выработать концепцию своей роли в данном проекте.
— АККОРК предстоит оценивать деятельность как российских, так и европейских участников проекта. Следовательно, понадобится привлекать многих экспертов, в том числе международных. Как вы предполагаете справиться с этой задачей?
— Поиск экспертов — это всегда длительный и трудоемкий процесс, однако в вопросе привлечения зарубежных экспертов АККОРК может обратиться к своим партнерским организациям, например, EFQUEL и FIBAA, которые готовы к сотрудничеству в этой сфере. Кроме того, я думаю, будут достигнуты соглашения и с другими организациями, работающими непосредственно в области инженерного образования. Таким образом, для АККОРК участие в данном проекте Tempus — хороший стимул расширить связи с вузами, с зарубежными агенствами и создать широкий пул экспертов в сфере инженерной подготовки.
— На какие стандарты и критерии оценки будет ориентироваться АККОРК при выполнии своих функций в рамках проекта?
— Проект подразумевает, что результат деятельности партнеров — магистерская программа — должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов РФ третьего поколения. Соответственно, при оценке качества деятельности участников проекта АККОРК будет опираться на критерии, применяемые в рамках государственной аккредитации. Кроме того, эксперты Агентства обязательно будут использовать критерии оценки, обозначенные в «Стандартах и директивах», разработанных ENQA и принятых европейским образовательным сообществом.
Tempus — одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие проведению социальных и экономических реформ и развитию систем высшего образования в странах-партнерах Европейского Союза. Программа является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 г.: Tempus I — 1990—1994 гг.; Tempus II — 1994—1998 гг.; Tempus II bis — 1998—2000 гг.; Tempus III — 2000—2006 гг.; Tempus IV — 2007—2013 гг.
Европейская Комиссия рассматривает высшее образование в качестве важнейшего приоритета своей деятельности в рамках сотрудничества с соседними и более удаленными странами.
Несмотря на осуществляемые реформы высшего образования в странах, охваченных программой Tempus, остаются нерешенными такие проблемы как централизация систем управления, устаревшая инфраструктура, узкая специализация, неразвитое сотрудничество между вузами, сферой труда и гражданским обществом, недостаточно высокий престиж вузовских преподавателей, устаревшие образовательные программы, недостаточный потенциал в части формирования политики и отсутствие необходимых данных для выработки политических решений.
Ряд вышеперечисленных проблем характерен и для стран ЕС, остальные же являются производными от конкретных особенностей различных стран или являются следствием переходного периода.
Программа Tempus призвана содействовать развитию институционального сотрудничества и направлена на модернизацию систем высшего образования в странах-партнерах. Tempus реализуется в тесной взаимосвязи с программой Erasmus Mundus, в рамках которой студентам из третьих стран предоставляются стипендии на обучение/стажировки в странах ЕС по самым лучшим магистерским программам. Программа Tempus дополняется программой «Erasmus Mundus External Cooperation Window», предназначенной для содействия развитию широкомасштабной мобильности между ЕС и странами, находящимися в непосредственной близости или в некотором удалении от ЕС. В этой связи Tempus будет поддерживать только ограниченный объем краткосрочной мобильности, необходимой для достижения задач программы.
Задачи Tempus IV
Общая задача программы — содействие развитию сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.
Конкретные задачи программы:
- содействие реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах;
- повышение качества и роли высшего образования в странах-партнерах;
- развитие потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров, в частности в сфере международного сотрудничества и устойчивости реализации процессов модернизации;
- содействие учебным заведениям в установлении взаимодействия с гражданским обществом, сферой труда и окружающим миром для:
- преодоления фрагментарности высшего образования как в различных странах, так и в отдельно взятой стране;
- развития междисциплинарных подходов;
- повышения способности выпускников к трудоустройству;
- повышения роли и привлекательности европейского пространства высшего образования в мире;
- содействие развитию человеческих ресурсов;
- содействие росту взаимопонимания между народами и культурами стран ЕС и стран-партнеров.
Приоритеты программы Tempus IV
В рамках программы выделены общие, программные приоритеты, которые связаны с основными элементов модернизации высшего образования в Европейском Союзе и национальные приоритеты для каждой страны-партнера.
Программные приоритеты Tempus IV идентичны для всех стран/регионов и относятся к многосторонним проектам, т. е. к проектам, в которых принимают участие несколько стран-партнеров.
Проекты Tempus IV
В рамках Tempus IV выделено два типа проектов: Совместные проекты (JP) и Структурные меры (SM).
Кроме того, проекты могут быть:
- национальными (с участием одной страны-партнера);
- многосторонними (с участием нескольких стран-партнеров).
Совместные проекты основываются на партнерствах учебных заведений высшего образования стран ЕС и стран-партнеров. Они должны быть направлены на перенос знаний между вузами ЕС и вузами стран-партнеров, а там, где это целесообразно — между странами-партнерами. Совместные проекты реализуются на институциональном уровне.
Структурные меры направлены на поддержку структурной реформы системы высшего образования и формирование рамки стратегического развития на национальном уровне в контексте приоритетов, определенных компетентными структурами в стране-партнере.
Страны-участницы программы
- 27 стран-членов Европейского Союза;
- 6 стран из региона Западных Балкан;
- 16 стран из Южной и Восточной зоны добрососедства и Российская Федерация;
- 5 республик Центральной Азии.
Финансирование
Предполагается, что примерно 50% средств ЕС, выделяемых на поддержку проектов в данном конкурсе, будет направлено на Совместные проекты и минимум 25% — на Структурные меры. Таким образом, явное предпочтение отдается многосторонним проектам с участием вузов из нескольких стран-партнеров.
Для всех типов проектов:
минимальный размер гранта — € 500 000,
максимальный — € 1500000.
Финансирование со стороны Комиссии не может превышать 95% общих допустимых прямых расходов на проект.
журнал "Качество образования", №12, декабрь 2009