У e-learning должны быть единые стандарты

На страницах журнала «КО» мы уже рассказывали о программе UNIQUe, в рамках которой разработана и успешно апробирована модель аккредитации традиционных высших учебных заведений, использующих современные информационно-коммуникационные технологии, органично интегрированные в образовательную деятельность вузов. Теперь у российских вузов появились более широкие возможности пройти аккредитацию UNIQUe — функции по проведению всех подготовительных процедур возложены на Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Как это будет происходить, рассказывает ректор МФПА, председатель аккредитационного совета АККОРК Юрий Рубин.

— Юрий Борисович, в связи с чем АККОРК получил право на проведение подготовительных процедур по аккредитации вузов в рамках программы UNIQUе?

— Действительно, с недавнего времени АККОРК обладает такими полномочиями.

2 декабря в Берлине состоялось подписание соглашения между Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и Европейским фондом гарантий качества e-learning (EFQUEL) о порядке реализации проекта UNIQUе на территории Российской Федерации.

Напомню, проект UNIQUе был разработан EFQUEL совместно с рядом европейских организаций, которые уже не первый год работают в области развития содержания технологии организации и внедрения систем e-learning в практику традиционных университетов. Надо отметить, что в качестве базовых положений по внедрению электронного обучения, принятых за основу проектом UNIQUе, стали, с одной стороны, система стандартов, разработанная в рамках комитета ISO, а с другой — требования, которые, собственно говоря, являются ноу-хау самих разработчиков программы UNIQUе.

Все существующие на сегодняшний день высшие учебные заведения условно можно разделить на две категории — традиционные вузы и вузы, созданные как открытые университеты, изначально создававшиеся по принципам распределенного обучения, зачастую — трансграничного обучения, которое базируется на новых организационных принципах. Мне хотелось бы подчеркнуть, что программа UNIQUе все же больше рассчитана не на оценку качества работы открытых университетов, а на оценку качества работы традиционных университетов, которые внедряют e-learning в свою практику.

Стоит иметь в виду, что у нас в стране на сегодняшний день использование e-learning — явление весьма противоречивое, поскольку сейчас мы наблюдаем неупорядоченные и не всегда адекватные действия со стороны многих университетов, внедряющих в образовательный процесс Интернет-обучение или иные технологические новинки, такие как мультимедийные технологии или технологии, предполагающие перенесение части аудиторных занятий на рабочие места. Все эти новшества пока используются без определенной четкой системы, хаотично и разрозненно. Многие университеты сами решают, как, каким образом их применять.

— Какие задачи ставили перед собой разработчики проекта UNIQUе?

— Это задачи, связанные с упорядочиванием отношений, возникающих в образовательной среде в связи с внедрением достижений e-learning. Программа была задумана в начале нынешнего десятилетия, ее разработка финансировалась Еврокомиссией. С 2007 года в пилотном формате началось внедрение уже разработанных и принятых положений программы UNIQUе, главная цель которой, еще раз подчеркну — выработка критериев, позволяющих проводить оценку качества работы высших учебных заведений, и применение этих критериев на практике. Программа была запущена в тех вузах Западной Европы, которые поставили целью внедрение e-learning в свою повседневную практику. Сама методология UNIQUе базируется на ряде моментов. Я уже сказал, что она учитывает стандартные положения, действующие в программе ISO, но с недавних пор, помимо этого, учитываются также рекомендации Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). Реализация пилотного проекта, в рамках которого шесть европейских университетов прошли образовательный аудит, проводившийся привлеченными EFQUEL экспертами, была завершена в 2008 году. Те университеты, которые успешно прошли аудирование, получили специальные сертификаты EFQUEL. Таким образом был сформирован первый пул западноевропейских университетов, прошедших процедуру аккредитации.

— К сегодняшнему дню количество этих членов возросло?

— Пилотный проект первоначально был рассчитан на две группы, в каждой — по шесть учебных заведений из Западной Европы, но в 2008 году в него внепланово вошел один университет Восточной Европы — Московская финансово-промышленная академия. МФПА оказалась во второй группе участников пилотного проекта. Аудит этих теперь уже семи учебных заведений проводился с 2008 года и был завершен в сентябре 2009 года. МФПА, успешно пройдя аудит с первой попытки, также получила сертификацию и аккредитацию со стороны EFQUEL и была удостоена специального знака качества от программы UNIQUе. Эту награду представители МФПА, а также руководители других вузов-участников проекта, получили из рук президента EFQUEL на торжественной церемонии, состоявшейся в рамках заседания EFQUEL, проходившем в Хельсинки в конце сентября 2009 года. Помимо МФПА она была вручена Технологическому университету Хельсинки (Финляндия), Миланскому политехническому университету (Италия), Эгейскому университету (Греция), Университету Гранады (Испания), Университету Лестера (Великобритания), Университету Мачераты (Италия).

— Была информация, что первоначально о желании принять участие в проекте и пройти процедуру образовательного аудита заявило большее количество вузов?

— Да, этой награды были удостоены не все вузы, принявшие участие в программе. На первом этапе проекта комиссия экспертов знакомилась с работой учебных заведений, намеревавшихся принять участие в этом проекте. По результатам этой работы и были отобраны 12 западноевропейских университетов. Чуть позже к ним была добавлена МФПА. Они и проходили аудит — другие претенденты отпали еще на стадии отбора.

— Как получилось, что российский вуз вошел в число учебных заведений, отобранных для участия в проекте?

— Программа UNIQUе финансировалась Еврокомиссией. И первоначально планировалось, что участвовать в ней смогут лишь о западноевропейские университеты. Но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня уже многим понятно, что оставлять без внимания такой важный образовательный сегмент как Восточная Европа, и, в частности, Российская Федерация, уже невозможно. Россия — самая крупная страна на Европейском континенте, очень активно развивающая формы электронного обучения. Поэтому уже в начале 2009 года, когда начались переговоры между EFQUEL и АККОРК относительно вхождения в проект российского вуза МФПА, представители EFQUEL весьма позитивно отреагировали на такое предложение. В том, чтобы программа UNIQUе стала достоянием российской образовательной системы, использовалась как основополагающая в сфере оценки качества и гарантий качества образования на территории РФ, заинтересованы обе стороны — и российская, и европейская системы. В ходе переговоров сторонами было достигнуто взаимопонимание и во время очередной, пятнадцатой по счету конференции Online Education в Берлине, которая традиционно собирает тысячи участников со всего света — из Европы, из Америки, из самых разных стран мира, состоялось заключение соглашения между EFQUEL и АККОРК.

— В чем его суть?

— Его суть заключается в том, что теперь российские вузы имеют возможность принимать участие в оценке качества своей деятельности, того, как они реализуют образовательные программы, а также в полноценной оценке гарантий качества образования, реализуемого с использованием элементов e-learning, которое должен обеспечивать университет. Европейская методология, инициированная программой UNIQUе, располагает большими возможностями для анализа и экспертизы всех этих направлений.

АККОРК получил полномочия, позволяющие агентству оказывать помощь университетам, намеревающимся пройти процедуру сертификации и аккредитации по программе UNIQUе. Теперь российские вузы в рамках своих традиционных процедур по оценке качества, которые они реализуют в сотрудничестве с АККОРК, могут также осуществлять оценку качества применения e-learning в своей деятельности. И это не станет для них каким-то отдельно выделенным процессом. То есть те учебные заведения, которые становятся партнерами АККОРК, могут взаимодействовать с Агентством по всему спектру предложений, которые делает сегодня АККОРК для российских вузов. Эти предложения включают в себя не только аккредитацию этих вузов со стороны самого Агентства, но также и подготовку к государственной аккредитации, подготовку к международной аккредитации в западноевропейских агентствах, которые являются партнерами АККОРК, а в том числе и подготовку и — более того — прохождение самих процедур сертификации и экспертиз в рамках программы UNIQUе.

— Как будет формироваться экспертная комиссия? Будут ли принимать участие в работе АККОРК по подготовке российских вузов по прохождению процедур аккредитации в рамках программы UNIQUе западноевропейские эксперты?

— Команда экспертов по программе UNIQUе, скорее всего, получится смешанной. Часть команды будет представлена российскими специалистами, другая часть — специалистами из западноевропейских университетов, которых будет приглашать EFQUEL. Смысл комбинации состоит в том, что западноевропейские эксперты не могут постоянно находиться на территории России, они планируют анализировать деятельность российских университетов в камеральном режиме, на основе изучения документов. Но, как показывает практика, изучение документов и камеральные проверки далеко не всегда дают возможность представления полной картины о положении дел в том или ином учебном заведении.

Российские вузы сегодня бурно и очень активно развивают самые разные направления в области e-learning, используют новые подходы к образовательному процессу, внедряют новое технологическое обеспечение в сфере образования. Поэтому среди российских представителей тоже можно найти квалифицированных специалистов, способных провести качественную оценку в этой сфере. Так что определенная часть функций по проведению экспертиз EFQUEL возложит на российских экспертов, которые будут сертифицированы для проведения такой деятельности.

Подбор команды экспертов и представление кандидатур на утверждение Совету директоров EFQUEL тоже входит в функции АККОРК. То есть не АККОРК будет сертифицировать от имени EFQUEL, это по-прежнему остается прерогативой Европейского фонда. Задача АККОРК — формирование состава экспертной команды и подготовка их к сертификации. Но после подтверждения сертификации экспертов организация процедур, связанных с собственно образовательным аудитом, уже будет осуществляться непосредственно АККОРК. По соглашению с EFQUEL АККОРК сможет организовывать мероприятия по проведению экспертиз, и в эти процедуры уже будут вовлекаться эксперты из Западной Европы. По результатам работы экспертов составляются отчеты, в том числе и комплексные отчеты, которые направляются на рассмотрение в Высшую экспертную комиссию программы UNIQUе и в Совет директоров EFQUEL — для окончательного принятия решения. Механизм принятия решений EFQUEL выстроен таким образом, что эксперты лишь проводят оценочные экспертизы и составляют по ним отчеты, но решений о том, может ли конкретное учебное заведение быть сертифицировано, они не принимают. Последнее мнение остается за Советом директоров EFQUEL, которое они формируют на основе представления высшего экспертного комитета программы UNIQUе, куда входят не только представители собственно EFQUEL, но и приглашенные эксперты. При возникновении каких-либо вопросов высшая экспертная комиссия имеет возможность перепроверить все данные, которые она получает в виде отчетов. В итоге решение имеет характер в достаточной степени независимый. Скорее всего, на начальной стадии механизм перепроверки в России будет действовать в более жестком режиме, так же, как это происходило при реализации пилотного проекта в Западной Европе. На первом этапе это необходимо, для того чтобы сама система заработала в полную силу, чтобы решение, принимаемое в положительном или отрицательном контексте, было обоснованно и не вызывало сомнений ни у одной из сторон. То есть, еще раз повторю, надо очень хорошо понимать — решение об аккредитации будет принимать не АККОРК. Задача АККОРК — организовать всю процедурную составляющую, подготовить экспертов для участия в проекте, создать экспертные комиссии, установить график проведения экспертиз, который должен четко выполняться в отведенные сроки, и только затем представить результаты проверок в высшие экспертные органы программы UNIQUе. Как показывает практика, от момента окончания аудита и предоставления всех отчетов до принятия окончательного решения по сертификации по программе UNIQUе обычно проходит несколько месяцев — от двух до пяти. В это время ведется окончательная оценка.

— В чем для российских вузов состоит привлекательность программы UNIQUе?

— Начнем с того, что UNIQUе на сегодняшний день— это самая востребованная, самая популярная программа на европейском пространстве. Сегодня процедуры, связанные с оценкой качества электронного обучения, находятся в центре внимания западноевропейских организаций, уполномоченных на проведение традиционных процедур аккредитации образовательных программ и университетов. Традиционные аккредитационные агентства Западной Европы сейчас проявляют все больший интерес к методам применения инструментов e-learning традиционными университетами и очень заинтересованы в том, чтобы наработки, которые создаются в рамках программ, подобных UNIQUе, могли использоваться при традиционных процедурах аккредитации университетов.

В конце октября в Швеции Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования (ENQA), признанная головной организацией Западной Европы в сфере разработки методологических подходов к аккредитации на программном и социальном уровнях, впервые провела очень содержательный «воркшоп», на который были приглашены организации, работающие в сфере e-learning, в частности EFQUEL, а также ряд западноевропейских университетов, успешно применяющих e-learning. Россию на этом мероприятии представлял АККОРК.

Я полагаю, что в ближайшее время деятельность АККОРК в части развития и реализации программы UNIQUе на территории России станет одной из площадок наработки эмпирического опыта в части внедрения положений по аккредитации e-learning в традиционную деятельность аккредитационных агентств западной Европы.

— Какие дополнительные преимущества приобретут вузы, которые захотят пройти процедуру сертификации по программе UNIQUе, обратившись в АККОРК?

— АККОРК — это организация, которая занимается оценкой качества и гарантий качества, имеет большой опыт в этой сфере. Результаты этих оценок сегодня имеют авторитет в самых разных организациях и структурах, включая Рособрнадзор. Материалы аудиторских проверок тех вузов, которые проходили аккредитацию, воспользовавшись услугами АККОРК, рассматриваются Рособрнадзором и обязательно учитываются в ходе подготовки решения о госаккредитации. Вузы, которые работают с e-learning, при подаче документов на получение госаккредитации могут воспользоваться результатами экспертиз, проведенных АККОРК, в том числе в области e-learning. Эти результаты будут приняты во внимание во время прохождения процедуры государственной аккредитации. То, что это совмещение дает системный эффект, эффект синергии положительных результатов, не вызывает сомнений. Преимущество АККОРК в данном случае состоит в том, что Агентство проводит не только те процедуры, которые имеют отношение непосредственно к аккредитации со стороны EFQUEL, но и дает системную оценку качества образования в учебных заведениях. То есть, в случае, когда вузы обращаются в АККОРК, Агентство включает механизмы, действующие в рамках программы UNIQUе по оценке качества работы вузов. Такое совмещение, во-первых, значительно удешевляет саму процедуру, и во-вторых, делает ее более компактной и удобной для вуза. Не надо повторно прибегать к услугам еще одной комиссии, которая во многом продублирует то, что уже было сделано в рамках предыдущих процедур. Конечно, вуз вправе самостоятельно обратиться напрямую в EFQUEL, но и EFQUEL в этом случае может прибегнуть к организационным услугам АККОРК. Только университету в таких условиях все подготовительные процедуры обойдутся значительно дороже.

— Изначально проект был рассчитан на вузы Западной Европы. Мы привыкли думать, что там электронное обучение происходит на более высоком качественном уровне. Но оценки критериев в рамках программы UNIQUе не зависят от территориального расположения вуза. Насколько российские вузы готовы к тому, чтобы стать участниками этих процедур?

— Да, критерии неизменны, где бы вуз не находился. Критерии качества базируются на единых стандартах, и это совершенно разумный, адекватный подход. Гарантии качества должны быть одинаковы для всех, в какой бы части Европы, света вуз не находился. Я думаю, что немало российских вузов — тех, которые уже не один год серьезно занимаются развитием дистанционного обучения, Интернет-обучения, e-learning — несомненно имеют шансы успешно пройти такое аудирование. Но надо понимать, что подготовка к аудированию — этап не менее, а может, и более ответственный, чем непосредственно сам аудит. Подготовительный этап дает возможность привести в порядок многие элементы деятельности вуза, в том числе — в части образовательного контента, в части уровня готовности преподавателей работать в системах e-learning, в части интеграции учебных материалов на различных носителях информации в единый учебно-методический комплекс, а также в части технологических и организационно-управленческих подходов в сфере обучения. Сам аудит — это заключительный этап. Особенность АККОРК в том и заключается, что, с одной стороны, это организация, которая осуществляет такую подготовку, а уже затем, когда вузы подготовлены, может привлечь экспертов, которые готовы объективно оценить реальное положение дел. Самый важный эффект дает именно первая, подготовительная ступень, позволяющая привести в порядок всю систему обучения, и после этого спокойно встречать комиссию экспертов с большими шансами на успешное прохождение процедуры аккредитации.

Беседовала Ирина Овечкина

журнал "Качество образования", №12, декабрь 2009