Внедрение СМК: задачи внешней экспертизы
Проблема создания системы менеджмента качества актуальна для большинства вузов и у многих вызывает серьезные затруднения. Существует немало подходов к формированию СМК в образовательном учреждении. Этот вопрос находится в зоне пристального внимания Минобрнауки РФ, которое стремится определить лучшие практики и активно внедрять их в вузах. С этой целью, например, проводится ежегодный конкурс «Системы качества образовательных учреждений профессионального образования».
Профессиональное сообщество и специализированные организации по оценке качества образования также не остаются безучастными к этой проблеме и предлагают модели внешней оценки СМК учебного заведения.
О ходе и результатах проведения внешней оценки системы качества в Институте открытого образования экспертами Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) рассказывает ректор ИОО Игорь Дарда.
— Игорь Владимирович, на каком этапе развития сейчас находится общественно-профессиональная оценка качества образования в России?
— Об общественно-профессиональной аккредитации в стране заговорили относительно недавно, хотя сам факт ее существования определен законодательно более 15 лет назад, но, несмотря на это, вузовская общественность еще не в полной мере оценила необходимость ее проведения и преимущества, которые из этого вытекают. По своей сути это независимая оценка учебного заведения, призванная подтвердить качество образования, реализуемого вузом, его вид и право выдачи дипломов государственного образца. Оценка проводится в рамках определенного круга критериев, сформированных на основе международных стандартов гарантии качества, требований государственных образовательных стандартов и лучших российских и международных практик. Использование международного опыта и стандартов особенно актуально в связи с интеграцией российской системы образования в общеевропейское образовательное пространство высшего образования. На мой взгляд, наше общество еще не вполне созрело для подобной оценки качества образования: сами образовательные учреждения не хотят, чтобы их деятельность оценивали независимые внешние эксперты. Потребители же результатов образовательной деятельности вузов: предприятия, организации, бизнес-структуры — также не всегда понимают целесообразность общественно-профессиональной оценки и пока не готовы к использованию ее результатов.
— Что стало основой Вашего взаимодействия с АККОРК? Каковы были цели и задачи проведения внешней оценки?
— Не буду скрывать, что принятие решения о проведении образовательного аудита института со стороны АККОРК было непростым: некоторое время мы пристально следили за деятельностью этой организации, знакомились с опытом наших коллег из других вузов, где эксперты АККОРК уже работали, анализировали результаты такой работы и рассматривали целесообразность проведения образовательного аудита у нас. Кроме того, мы с коллегами присутствовали на выступлениях руководителей Высшего экспертного совета АККОРК В.Д.Шадрикова и В.А.Самойлова по вопросам проведения общественно-профессиональной оценки качества образования на совещаниях различного уровня, читали публикации в прессе, и постепенно пришли к мысли о целесообразности подобной оценки и, более того, о ее необходимости. Во-первых, мы решили, что проведение образовательного аудита поможет вузу более ответственно подойти к процедуре государственной аккредитации, к которой мы на тот момент готовились, и вскрыть возможные «узкие» места в организации процесса обучения и управления институтом, которые мы попросту не видим сами из-за банального привыкания. Во-вторых, являясь небольшим негосударственным учебным заведением и стараясь укрепить свои позиции на региональном рынке образовательных услуг, мы сочли целесообразным пройти внешнюю оценку для формирования положительного имиджа вуза в глазах бизнес-сообщества и общественности. В-третьих, сама программа аудита ориентирована на использование комплексного методологического подхода, призванного проанализировать и понять, насколько эффективно построена образовательная деятельность вуза; достаточен ли уровень компетенций выпускников для успешной профессиональной деятельности; соответствуют ли предлагаемые вузом образовательные программы ожиданиям общества в отношении качества высшего образования. Кроме того, качество образовательного аудита подтверждается тем, что АККОРК является членом основных международных сетей агентств гарантии качества и использовал международный опыт при разработке процедуры и показателей аудита. Например, стандарты и рекомендации Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Эти основные аргументы и склонили ректорат в сторону принятия положительного решения по сотрудничеству с АККОРК. Помимо этого, нельзя не отметить тот факт, что в случае выявления несоответствия принятым нормам программ или стандартов, используемых вузом, АККОРК рекомендует вузу меры, направленные на повышение качества программ и стандартов, а данная информация носит конфиденциальный характер.
— В течение какого периода длилась работа с вузом, как строилась работа экспертов, их взаимодействие с администрацией и преподавателями?
— Наш институт принял решение об оценке с помощью экспертов АККОРК только внутривузовской системы менеджмента (СМК), т.е. мы сознательно выбрали наиболее уязвимое с нашей точки зрения направление деятельности вуза. В качестве экспертов, ознакомившихся с СМК вуза на месте, выступали исполнительный директор Южного отделения АККОРК, д.ф.-м.н., профессор С.О.Крамаров и проректор по качеству НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», д.ф.-м.н., профессор Ю.В.Дашко Работы проводились в два этапа. Во время ознакомительного визита в институт обсуждались вопросы, связанные с представлением экспертам документации по внутреннему аудиту института, которые являются для АККОРК основным источником сведений о вузе и составляют основу для оценки экспертами применяемых вузом методов внутренней гарантии качества программ и уровня стандартов. В качестве таких документов были представлены: отчет о результатах самообследования и внутривузовская документация по управлению качеством. По результатам этой встречи АККОРК разработал программу проведения образовательного аудита и попросил предоставить экспертам ряд дополнительных документов. После изучения предоставленных вузом документов эксперты приехали в вуз и в ходе рабочего визита ознакомились с СМК, разработанной и используемой в вузе, а также совместно с администрацией института, заведующими кафедрами, представителями профессорско-преподавательского состава и студентов обсудили вопросы, возникшие при работе, анализе документов по внутренней проверке и другой предоставленной документации. Через 10 дней после отъезда экспертов мы получили конфиденциальный отчет о результатах работы экспертов АККОРК, содержащий анализ представленных документов по СМК, заключения об эффективности мер, предпринимаемых вузом для контроля качества реализуемых образовательных программ; уровне соответствия стандартам; эффективности системы управления качеством. Также в отчете были сделаны обобщающие выводы и даны рекомендации по совершенствованию внутривузовской СМК.
— По каким критериям оценивалась система менеджмента качества вуза? Какие рекомендации были даны по результатам оценки?
— СМК вуза оценивалась в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения, которая, в свою очередь, базируется на рекомендациях ENQA. Требования типовой модели группируются по 7 направлениям: политика и процедуры оценки качества; утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций; оценка студентов; гарантия качества преподавательского состава; ресурсы обучения и поддержка студентов; информационные системы; общественная информация, в соответствии с которыми и производилась экспертная оценка СМК вуза. Эксперты отметили, что во внутривузовской СМК недостаточно используются стандарты гарантии качества, рекомендуемые ENQA и АККОРК — такие, например, как участие студентов в процессах гарантии качества образования; степень соответствия реальных достижений студентов заявленным результатам обучения; использование чётких и заранее опубликованных критериев оценки достижений студентов; эффективность передачи преподавателями своих знаний и понимания предмета студентам; их умение устанавливать обратную связь со студентами; степень удовлетворенности студентов качеством учебных программ.
— Можно ли, на ваш взгляд, учитывать результаты образовательного аудита в ходе оценки качества образования в рамках государственной аккредитации?
— Вопрос не простой. Исследование механизмов взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования показало, что механизм признания позволяет в рамках действующих законов об образовании учитывать результаты образовательного аудита при принятии решения о государственной аккредитации. Вопрос о том, каким образом будут учитываться результаты внешней оценки при аккредитации вуза, остается открытым. В любом случае, очевидно, что проведение наряду с государственной аккредитацией общественно-профессиональной оценки качества образования позволит вузу более объективно и всесторонне оценить себя и повысит эффективность усилий, направленных на совершенствование деятельности вуза.
— Каковы итоги работы экспертов АККОРК в вузе? Предполагается ли продолжение взаимодействия с Агентством в дальнейшем и регулярный мониторинг результатов?
— К нашему сожалению, эксперты на основании собранной ими информации пришли к заключению, что в институте пока еще не создана единая система управления качеством образования, которая позволяла бы на регулярной основе выявлять, рассматривать и разрешать проблемы, связанные с качеством образования и соблюдением уровня стандартов. В ходе совместной работы с экспертами АККОРК мы достаточно много дискутировали, обменивались мнениями, что сделало сам процесс оценки продуктивным. Нельзя сказать, что сделанный вывод явился для нас полной неожиданностью, но мы получили то, что хотели: точно ориентированный вектор деятельности, способствующий устранению и тех недостатков, о которых мы знали, и тех, которые были выявлены в процессе образовательного аудита. Думаю, что через какой-то промежуток времени, необходимый для доработки СМК, мы вторично попросим наших коллег из АККОРК провести экспертизу вуза.
— Как Вы оцениваете актуальность развития общественно-профессиональной оценки систем качества учебных заведений в России?
— Большинство специалистов, работающих в области качества образования, отмечают значительное разнообразие принципов и подходов, которые вузы реализуют при создании своей СМК, что не способствует интеграции усилий в данной области. Несомненно, создание независимой системы оценки качества образования и модернизация на ее основе СМК будут способствовать повышению качества образования, созданию условий для формирования новых стандартов в области оценки качества образования. Однако, на наш взгляд, до тех пор, пока не возникнет вполне понятная и конкретная мотивация данного процесса, ожидать положительной динамики не стоит.
журнал "Качество образования", №9, сентябрь 2009