Академические рейтинги и международная аккредитация.16.03.20
В продолжение темы академических рейтингов агентство АККОРК публикует краткую аналитическую записку по сравнению двух систем оценки.Рейтинги
В академических рейтингах есть различные методики ранжирования высших учебных заведений. Они значительно отличаются друг от друга.
Так, рейтинг британской компании QS оценивает академическую репутацию вуза, мнения работодателей о выпускниках учебного заведения, соотношение числа преподавателей и студентов, долю сотрудников с докторскими степенями, количество научных публикаций относительно численности научно-педагогического состава, цитируемость научных публикаций, долю иностранных преподавателей и студентов и так далее. Кроме мирового рейтинга вузов QS выпускают рейтинги по специальностям и сравнивают университеты отдельных регионов мира (в частности, существует рейтинг университетов стран БРИКС).
Рейтинг университетов мира Times Higher Education, или просто рейтинг Times, считается единственным проектом, в котором учитываются все самые важные критерии успешной деятельности университетов: уровень преподавания, уровень научных исследований, уровень академического обмена и международное сотрудничество. Информацию по каждому критерию дают сами университеты, а составители сравнивают их и выводят общий балл. Все эти критерии объединены в пять групп: преподавание (30% от общего балла), исследования (30%), цитирование в научно-исследовательских кругах (30%), инновации и влияние на экономику (2,5%), международное сотрудничество на всех уровнях — студенты, преподаватели, сотрудники вуза (7,5%).
Шанхайский рейтинг формируется на основании шести объективных показателей, таких как число выпускников и сотрудников, количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии, наличие высоко цитируемых исследователей, статей, опубликованных в журналах Nature и Science, и производительность университета в расчете на душу населения. Ежегодно в рейтинг ARWU входят более 1200 университетов, и информация о 500 лучших публикуется.
В списке параметров могут присутствовать: учебная ситуация, качество образования, методика обучения, международная академическая мобильность, деловая репутация вуза и его участие в различных проектах, практическая направленность обучения, техническая оснащенность, качество библиотеки и т.п.
Международная аккредитация
Одним из признаков, характеризующих признанность программы, является наличие у нее независимой аккредитации. Исходя из принципов Болонской декларации, оценивать образовательные программы высшего образования российских вузов могут как национальные агентства, члены EQAR и ENQA, так и зарубежные агентства по гарантиям качества образования, входящие в европейский регистр EQAR (европейские агентства), CHEA (американские агентства).
Цели международной аккредитации: развитие международной академической мобильности; развитие совместных образовательных программ и международной кооперации в сфере научных исследований с европейскими университетами; включение в международные рейтинги образовательных программ и т.п.
При международной аккредитации на программном уровне, как правило, оцениваются объекты, которые можно объединить в пять групп оценки:
- Цели и стратегия: цель образовательной программы, позиционирование учебной программы, международный аспект, сотрудничество и партнерство, равенство возможностей.
- Набор (процесс и метод набора): условия набора студентов, методы набора, опыт работы (для повышения квалификации по магистерской программе), гарантия компетенций владения иностранным языком, прозрачность и возможность осуществления методов набора, прозрачность решения по набору.
- Концепция учебной программы: структура, содержание, дополнительные квалификации, дидактика и методика, профессиональная пригодность.
- Ресурсы и услуги: ППС учебной программы, управление учебным процессом, документация учебной программы, материальное обеспечение, дополнительные услуги, финансовое планирование и финансирование учебной программы.
- Гарантии качества: гарантии качества и развитие качества вуза в процессе развития учебной программы, включение гарантий качества и развития качества учебной программы в общую концепцию гарантий качества вуза, гарантии и развитие качества учебной программы в отношении содержания, процессов и результатов.
Рейтинги или аккредитация
Факторы | Международные Рейтинги | Международная Аккредитация (МА) |
Цель | Реклама, продажа продукции | Непрерывное поэтапное совершенствование |
Масштаб/охват | Академические программы/учреждения | Академические программы/учреждения |
Периодичность | Ежегодно | Каждые 3, 5, 7 или 10 лет |
Участие | Принудительное | Добровольное, предоставляющее преимущества |
Организаторы | Бизнес структуры далекие от сферы образования | Коллеги (оценка экспертов) |
Процедура | Анкеты, телефонные звонки, использование заменителей оценки качества | Самообследование, посещение кампуса, контроль исполнения, утверждение |
Временные затраты | Низкие | Высокие (на процедуру уходит больше времени) |
Различия | Не учитывает миссию университета / образовательный процесс | Учитывает миссию университета / образовательный процесс |
Основа | Впечатление/мнение | Фактические свидетельства |
Сравнивая параметры и объекты двух систем оценки, можно сделать вывод: при оценке через процедуры международной аккредитации на программном уровне, анализ проводится шире, и по итогам оценки образовательная организация имеет возможность привести свои образовательные программы в соответствие с международными стандартам качества, а также получить рекомендации экспертов относительного путей дальнейшего совершенствования программ. Происходит дальнейшее усовершенствование институциональных параметров программ, которые, в том числе, учитываются в академических рейтингах.
Международная аккредитация делает сравнимыми квалификации, присваиваемые различными вузами, дает возможность обмена лучшими вузовскими практиками в части реализации программы, делает возможным процесс мобильности студентов и преподавателей. При этом международная аккредитация не ведет к нивелировке национальных и вузовских особенностей. «Именно эти аспекты ценятся ЮНЕСКО при создании Всемирного реестра агентств по удостоверению качества образования, который будет создан как следствие ратификации ЮНЕСКО конвенции о признании квалификаций высшего образования»,- считает Эрика Соболева, генеральный директор АККОРК, член Совета директоров INQAAHE, член рабочей группы по созданию Всемирного реестра агентств по удостоверению качества образования.
Кроме того статус аккредитованной программы обеспечивает привлекательность программ в глазах иностранных вузов-партнеров, иностранных студентов, российских и зарубежных работодателей.
Подробнее о международной аккредитации АККОРК: http://www.akkork.ru/r/services/nvoko/