Законодательные инициативы в сфере независимой оценки качества образования обсудили в Государственной Думе18.11.14

14 ноября 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол по теме «Совершенствование нормативного правового обеспечения в области государственной и профессионально-общественной аккредитации, независимых форм оценки качества образования». В нем приняли участие генеральный директор АККОРК Сергей Анисимов и председатель редакционного совета журнала «Качество образования», член-корр. РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования Юрий Рубин.

В ходе круглого стола состоялось обсуждение проекта федерального закона № 587696-6 «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Открывая мероприятие, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов обратил внимание присутствующих, что на Х съезде Российского союза ректоров Президент России В.В. Путин в своем выступлении акцентировал внимание на имеющихся в обществе вопросах к качеству профессионального образования и необходимости иметь объективные оценки качества образования.

Парламентарий особо подчеркнул ту роль, которую отводит президент страны взаимодействию государственной и независимой оценок качества образования, заявляя, что результаты оценки качества подготовки специалистов должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации вуза. «И это не случайно, - отметил В.А. Никонов. - У нас сложилась парадоксальная ситуация. Подавляющее большинство вузов имеют государственную аккредитацию своих программ, а общество убеждено в том, что многие из них дают образование низкого качества».

Глава Комитета отметил, что действующий закон об образовании выделяет три формы аккредитации: государственную, профессионально-общественную и общественную, и задача круглого стола заключается в том, чтобы еще раз проанализировать цели и задачи каждого из этих инструментов, его место в определении качества профессиональных образовательных программ и качества работы самих организаций профессионального образования.

Характеризуя мировую практику оценки качества образования, член-корр. РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования Юрий Рубин заметил, что только в России одновременно существуют несколько видов аккредитации. Именно это вызывает дискуссии об их соотнесении и взаимоучете, а также о роли государства как в процедурах оценки качества образования, так и в ведении реестра организаций, которые привлекаются к ним.

Однако главный вопрос, вокруг которого должны выстраиваться модели, процедуры, элементы контроля оценки качества образования, - это вопрос о ее независимости. «Очень хочется, чтобы все-таки независимая оценка в итоге была независимой, - заявил Ю. Рубин. - Мировая практика трактует независимость двояко. Во-первых, это независимость экспертов. Во-вторых, независимость принятия решений. Но если какую-то организацию включают в какой-то реестр кто-то, которого назначил тот общественный совет, который в свою очередь назначили какие-то очень зависимые люди, то этим очень сложно, на мой взгляд, будет обеспечить эту независимость».

В своем выступлении генеральный директор АККОРК Сергей Анисимов оценил вынесенный на обсуждение профессионального сообщества законопроект как очень важный и своевременный, а также указал на необходимость формирования у образовательных организаций мотивации для прохождения процедур профессионально-общественной аккредитации. Отмечая произошедшие за последний год большие изменения в сфере независимой оценки, он поблагодарил РСПП, «ОПОРУ РОССИИ», Союз машиностроителей, Ассоциацию менеджеров России, Федерацию рестораторов и отельеров - тех работодателей, которые активно поддержали идею профессионально-общественной аккредитации и начали ее реализовывать.
 
В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования и науки РФ и других федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, педагогическая общественность, ректоры вузов, работодатели.