Итоги 2012 года. Качество образования: изменения в законодательстве 25.01.13

2012 год стал поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ вузов. В конце года был принят новый закон «Об образовании», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом, по независимой аккредитации и оценке образовательных учреждений. Закон окончательно вступит в силу 1 сентября 2013 года, то есть с нового учебного года образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования будут жить по другим правилам.

В связи с этим, считаем необходимым разъяснить некоторые положения нового закона, имеющие непосредственное отношение к теме качества образования. 

Так, закон определяет государственно-общественный характер управления системой образования (ст. 89.1). Впервые к системе управления образованием отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89.2.7). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления, стратегическим планированием, проведением мониторингов, информационным и методическим обеспечением и т. п.

Закон уточняет использовавшуюся терминологию: предлагается понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных учреждений» (по сути синоним широко используемого термина «общественно-профессиональная аккредитация», но для однозначности понимания предложенный в законе вариант следует признать предпочтительным). Понятия «общественная» и «профессионально-общественная аккредитация» разделены. Статья 96 закона определяет разницу между ними. Суть: «общественную» аккредитацию могут проводить общественные организации, например, российские и зарубежные аккредитационные агентства, на основании собственных критериев. «Профессионально-общественную» аккредитацию могут проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации на основании профессиональных стандартов и требований рынка труда.

На общественную и профессионально-общественную аккредитацию возложены функции удостоверения качества предоставляемых образовательных услуг (ст. 96), на независимую оценку - повышение конкурентоспособности образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках (ст. 95). С 1сентября вводится новое правило: сведения об общественной или профессионально-общественной аккредитации образовательные учреждения будут представлять в государственный орган аккредитации.

Таким образом, при сохранении добровольности независимой оценки качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации их значение заметно повышается как для самого образовательного учреждения, так и для государства, работодателей, общественности, студентов. 

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитации становятся важнейшим механизмом формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, развития системы удостоверения качества образования, как на российском, так и на международном уровне.
Данные изменения носят, безусловно, позитивный характер и отвечают потребностям образовательного сообщества. Но при этом важнейшее значение будет иметь репутация и опыт организаций, осуществляющих независимую оценку и аккредитацию.