Академические рейтинги и международная аккредитация.16.03.20

В продолжение темы академических рейтингов агентство АККОРК публикует краткую аналитическую записку по сравнению двух систем оценки.

Рейтинги
В академических рейтингах есть различные методики ранжирования высших учебных заведений. Они значительно отличаются друг от друга.

Так, рейтинг британской компании QS оценивает академическую репутацию вуза, мнения работодателей о выпускниках учебного заведения, соотношение числа преподавателей и студентов, долю сотрудников с докторскими степенями, количество научных публикаций относительно численности научно-педагогического состава, цитируемость научных публикаций, долю иностранных преподавателей и студентов и так далее. Кроме мирового рейтинга вузов QS выпускают рейтинги по специальностям и сравнивают университеты отдельных регионов мира (в частности, существует рейтинг университетов стран БРИКС).

Рейтинг университетов мира Times Higher Education, или просто рейтинг Times, считается единственным проектом, в котором учитываются все самые важные критерии успешной деятельности университетов: уровень преподавания, уровень научных исследований, уровень академического обмена и международное сотрудничество. Информацию по каждому критерию дают сами университеты, а составители сравнивают их и выводят общий балл. Все эти критерии объединены в пять групп: преподавание (30% от общего балла), исследования (30%), цитирование в научно-исследовательских кругах (30%), инновации и влияние на экономику (2,5%), международное сотрудничество на всех уровнях — студенты, преподаватели, сотрудники вуза (7,5%).

Шанхайский рейтинг формируется на основании шести объективных показателей, таких как число выпускников и сотрудников, количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии, наличие высоко цитируемых исследователей, статей, опубликованных в журналах Nature и Science, и производительность университета в расчете на душу населения. Ежегодно в рейтинг ARWU входят более 1200 университетов, и информация о 500 лучших публикуется.

В списке параметров могут присутствовать: учебная ситуация, качество образования, методика обучения, международная академическая мобильность, деловая репутация вуза и его участие в различных проектах, практическая направленность обучения, техническая оснащенность, качество библиотеки и т.п.

Международная аккредитация
Одним из признаков, характеризующих признанность программы, является наличие у нее независимой аккредитации. Исходя из принципов Болонской декларации, оценивать образовательные программы высшего образования российских вузов могут как национальные агентства, члены EQAR и ENQA, так и зарубежные агентства по гарантиям качества образования, входящие в европейский регистр EQAR (европейские агентства), CHEA (американские агентства).

Цели международной аккредитации: развитие международной академической мобильности; развитие совместных образовательных программ и международной кооперации в сфере научных исследований с европейскими университетами; включение в международные рейтинги образовательных программ и т.п.

При международной аккредитации на программном уровне, как правило, оцениваются объекты, которые можно объединить в пять групп оценки:
  1.  Цели и стратегия: цель образовательной программы, позиционирование учебной программы, международный аспект, сотрудничество и партнерство, равенство возможностей.
  2.  Набор (процесс и метод набора): условия набора студентов, методы набора, опыт работы (для повышения квалификации по магистерской программе), гарантия компетенций владения иностранным языком, прозрачность и возможность осуществления методов набора, прозрачность решения по набору.
  3.  Концепция учебной программы: структура, содержание, дополнительные квалификации, дидактика и методика, профессиональная пригодность.
  4.  Ресурсы и услуги: ППС учебной программы, управление учебным процессом, документация учебной программы, материальное обеспечение, дополнительные услуги, финансовое планирование и финансирование учебной программы.
  5.  Гарантии качества: гарантии качества и развитие качества вуза в процессе развития учебной программы, включение гарантий качества и развития качества учебной программы в общую концепцию гарантий качества вуза, гарантии и развитие качества учебной программы в отношении содержания, процессов и результатов.

Рейтинги или аккредитация
Факторы Международные Рейтинги Международная Аккредитация (МА)
Цель Реклама, продажа продукции Непрерывное поэтапное совершенствование
Масштаб/охват Академические программы/учреждения Академические программы/учреждения
Периодичность Ежегодно Каждые 3, 5, 7 или 10 лет
Участие Принудительное Добровольное, предоставляющее преимущества
Организаторы Бизнес структуры далекие от сферы образования Коллеги (оценка экспертов)
Процедура Анкеты, телефонные звонки, использование заменителей оценки качества Самообследование, посещение кампуса, контроль исполнения, утверждение
Временные затраты Низкие Высокие (на процедуру уходит больше времени)
Различия Не учитывает миссию университета / образовательный процесс Учитывает миссию университета / образовательный процесс
Основа Впечатление/мнение Фактические свидетельства

Сравнивая параметры и объекты двух систем оценки, можно сделать вывод: при оценке через процедуры международной аккредитации на программном уровне, анализ проводится шире, и по итогам оценки образовательная организация имеет возможность привести свои образовательные программы в соответствие с международными стандартам качества, а также получить рекомендации экспертов относительного путей дальнейшего совершенствования программ. Происходит дальнейшее усовершенствование институциональных параметров программ, которые, в том числе, учитываются в академических рейтингах. 

Международная аккредитация делает сравнимыми квалификации, присваиваемые различными вузами, дает возможность обмена лучшими вузовскими практиками в части реализации программы, делает возможным процесс мобильности студентов и преподавателей. При этом международная аккредитация не ведет к нивелировке национальных и вузовских особенностей. «Именно эти аспекты ценятся ЮНЕСКО при создании Всемирного реестра агентств по удостоверению качества образования, который будет создан как следствие ратификации ЮНЕСКО конвенции о признании квалификаций высшего образования»,- считает Эрика Соболева, генеральный директор АККОРК, член Совета директоров INQAAHE, член рабочей группы по созданию Всемирного реестра агентств по удостоверению качества образования.

Кроме того статус аккредитованной программы обеспечивает привлекательность программ в глазах иностранных вузов-партнеров, иностранных студентов, российских и зарубежных работодателей.

Подробнее о международной аккредитации АККОРК: http://www.akkork.ru/r/services/nvoko/