НОВОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ 19.05.25

. Соответствующий проект постановления правительства подготовил Минтруд, В пресс-службе министерства подтвердили факт разработки документа.
Национальный рейтинг, следует из проекта, представляет собой балльную оценку вузов и колледжей, которая соответствуют уровню востребованности их выпускников на рынке труда. И будет определяться медианной зарплатой и уровнем трудоустройства бывших студентов через два года после завершения обучения.
Национальный рейтинг, следует из проекта, представляет собой балльную оценку вузов и колледжей, которая соответствуют уровню востребованности их выпускников на рынке труда. И будет определяться медианной зарплатой и уровнем трудоустройства бывших студентов через два года после завершения обучения.
Первый общедоступный рейтинг вузов и колледжей будет опубликован до 15 июня 2025 года, затем — до 1 апреля ежегодно на портале «Работа России». До этого он будет готовится оператором — Федеральной службой по труду и занятости (Роструд).
Госдума приняла в первом чтении законопроект № 884102-8 о закреплении за правительством полномочий по регулированию объемов платного приема на обучение в вузы.
Спикер палаты Вячеслав Володин ранее отмечал, что сейчас у Минобрнауки нет полномочий регулировать объемы платного обучения. При этом, он обратил внимание, что на сегодняшний день 56% от числа всех обучающихся и в государственных, и в частных вузах получают образование на платной основе.
Главной целью рассматриваемого в Госдуме (ГД) законопроекта о регулировании приема на платное обучение в вузах является синхронизация системы образования и запросов рынка труда. Об этом 14 мая «Известиям» сообщила заместитель председателя комитета ГД по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.
«Главная цель законопроекта — синхронизировать систему образования с текущей и прогнозной структурой спроса на рынке труда», — подчеркнула она.
Харченко уточнила, что законопроект предусматривает сбалансированный подход к приему в вузы на коммерческой основе с учетом конкретных запросов регионов. По ее словам, система критериев будет согласовываться с региональными властями и профильными министерствами, а изначальные предложения будут формироваться высшими учебными заведениями.
Закон в случае его принятия вступит в силу с 1 сентября 2026 года. Изменения не затронут вступительную кампанию 2025 года.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков выступил с докладом на совместном заседании бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям»
Глава Минобрнауки назвал системные шаги, направленные на развитие инженерного образования и высшей школы в целом. Среди них:
- Рост контрольных цифр приема на инженерно-технические специальности – сегодня 42% бюджетных мест приходится именно на эти направления.
- С целью увеличения качества образования ведется работа по пересмотру перечня специальностей и направлений подготовки. Например, появляются принципиально новые инженерные специальности, такие как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения» и другие.
- Продолжается совершенствование механизма целевого приема. В этом году для предприятий ОПК по детализированной квоте выделено 10 680 мест, что на 2053 места больше, чем в предыдущем году.
- С этого года начнется реализация пилотного проекта по производственной аспирантуре.
- С этого года льготный образовательный кредит по ставке 3% смогут брать только абитуриенты, поступающие на приоритетные специальности, среди которых инженеры.
- По поручению Президента России Владимира Путина до 2030 года продолжен флагманский проект Минобрнауки «Передовые инженерные школы». Ценность проекта заключается в том, что задачи учащимся и преподавателям школ ставит бизнес.
Более четверти преподавателей высшей школы в России оценивают перспективы трудоустройства своих выпускников как достаточно скромные, несмотря на сохраняющийся на российском рынке труда дефицит кадров. Это может объясняться как нехваткой реального взаимодействия учебных заведений с работодателями, так и завышенными амбициями самих выпускников.
Оценки преподавателями перспектив трудоустройства студентов в целом коррелируют с наличием у их вуза или колледжа партнерств с различными компаниями.